Что нужно сделать ученым будущего?

8.02.2017

Категории:   Новости  


День российской науки — 8 февраля. Был учреждён указом президента России Б. Н. Ельциным 7 июня 1999 года. Праздник впервые стал отмечаться во время празднования 275-летия Российской академии наук.


Давайте немножко  подумаем о том, что происходит вокруг нас. В мире, где все новые и новые технологические открытия внедряются с возрастающим темпом, что же будет необходимо ученым будущего? 

С развитием цифровых технологий и вызванным этим процессом скачком в расширении коммуникаций все больше и больше информации становится доступным, и ученые сегодня утопают в море научных статей – нужных и ненужных, от простой констатации данных до пространных спекуляций околонаучного характера. Ученым будущего необходимо будет умение отбирать информацию, необходимую для работы, чтобы затем превратить её в знания.  В цифровую эпоху наиболее вероятным будет то, что Интернет превратится в один из основных источников информации для всех, особенно для ученых. Несмотря на всепроникающую природу Интернета и общее понимание её важности для развития общества, школьники и общественность получают очень мало обучения по использованию Интернета и о том, как оценивать достоверность информации, доступной в сети. В настоящее время существует разрыв между  образованием школьников и потребностью  критически оценивать и перерабатывать информацию для ученых будущего. Сегодняшние школьники должны получить необходимые навыки для того, чтобы понять науку и её практическое применение для формирования собственного мнения в вопросах работы с  наукой и технологиями в будущем.

Наука сегодня и завтра будет все больше требовать от ученых не только узкоспециализированных знаний в их области науки, но и способность работать с другими исследователями, специализирующимися в других сферах научного знания. Вот почему способность научной коммуникации будет самым важным умением для ученых будущего, ибо они часто будут сталкиваться с потребностью  объяснить и представить свою науку других ученым и широкой общественности. Молекулярные генетики будут работать с нанотехнологами, нейробиологи с экономистами, психологи с биофизиками и так далее, и этот процесс будет происходить до тех пор, пока границы между научными дисциплинами будут стёрты. В таком случае способность рассказать другим о своей науке и  способность общаться с самыми разными людьми будет еще более нужной, чем когда либо.

Одновременно общество в будущем будет иметь гораздо больше возможностей влиять на научную политику, и поэтому ученые  будут принимать активное участие в формулировании этой политики еще с большим рвением и импульсом для того, чтобы наука и технологии оставались в сердце современной культуры и будущего. Высокой миссией ученого будущего будет обязанность сделать всех граждан глобального мира вовлеченными в науку. Интеграция науки будущего, культуры будущего и всего общества будет критически важной не только для нашего экономического развития, но также и социального благополучия, и это нужно начать со школьной ступени.

В нашем мире, быстро уменьшающемся вследствие развития цифровых технологий и взаимозависимом глобализации экономики, наука стала мировым феноменом, и роль международного сообщества ученых становится невероятно важной для решения великих проблем, с которыми столкнулось все человечество и наша планета будь это глобальное потепление, мировой голод и распространение пандемических болезней. Но, тем не менее, существует большая опасность в том, что неизбежная глобализация науки приведет к мировому расслоению на тех, кто технологически развит и на тех, кто отстал от передовых стран. И только молодые ученые могут изменить эту тенденцию, сделав науку более ясной и понятной для всех.

Ученые будущего должны будут иметь все необходимые инструменты для своей плодотворной и эффективной деятельности, они должны будут уметь задавать правильные вопросы и находить такие решения, которые будут полезны для всех.  

Владимир ЕГОРОВ , министр образования и науки Республики Саха (Якутия)



Поделиться в соц. сетях этой новостью