Сириус Олимп: все об олимпиадах

30.01.2024

Категории:   Новости     Всероссийская олимпиада школьников     Наука  


Как взрослому помочь школьнику пройти олимпиадный сезон? Этот материал позволит больше узнать о поддержке и мотивации ребенка


Статья от 05 октября 2022 г., созданная при поддержке психологической службы «Сириуса», взята из телеграмм-канала https://t.me/siriusolymp 

Как взрослому помочь школьнику пройти олимпиадный сезон?

Родители и учителя всегда хотят видеть своих детей успешными, но в погоне за результатом важно – не утратить доверие и не ослабить ментальное здоровье школьника.

Мы пообщались с главным специалистом психологической службы «Сириуса» и узнали, как правильно мотивировать ребенка на участие в олимпиадах, как помочь ему побороть неуверенность в себе и как звучат верные слова поддержки.

Ценить, а не оценивать. Дайте ребёнку понять: на олимпиаде оценивается решение конкретных задач из комплекта, а не он сам.

Ранжировать успех ребёнка категорией «лучше всех» – прямая дорога к потере интереса у школьника к участию в каких-либо соревнованиях и к самому предмету в целом. Рейтинг по количеству набранных баллов существует лишь в рамках олимпиады, но никак не связан с другими аспектами жизни.

Олимпиада — это возможность узнать что-то новое, найти единомышленников и стать лучшей версией себя, а не только соревнование с другими.

Сравнение должно быть конструктивным, то есть приводить к позитивному результату. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, лучше отследите его личный прогресс. Например, оцените, что сейчас на решение аналогичных задач он тратит в два раза меньше времени, чем раньше.

Самооценка. Подростки часто бывают склонны к самокритике. Многие ребята могут отказаться даже прийти на школьный этап, потому что считают себя недостаточно умными. Оценки и стигматизирующие ярлыки вроде «отличник» и «двоечник» могут разрушительно влиять на самоопределение ребёнка.

На этом этапе школьнику особенно важно услышать слова поддержки от взрослых. Главное помнить, что академическая успеваемость по школьной программе не всегда коррелирует с успехами на олимпиадах.

Более того, часто бывает так что после олимпиады ребёнок становится мотивированным на изучение предмета, что улучшает его успеваемость в школе.

Совместная учёба. Решение олимпиадных задач может стать отличным совместным времяпрепровождением. Это укрепит внутрисемейные связи и создаст пространство для общего «we-time».

Не используйте это «игровое время» как момент для проверки домашней работы или контроля ребёнка. Наоборот, предоставьте ребёнку возможность выступить в роли учителя, тем самым подчеркнув ваше уважение к его достижениям. Относитесь к нему как к эксперту, который разбирается в чем-то лучше вас.

Правильная мотивация. Жетонная система поощрения может быть конструктивной и деструктивной. Мотивируя школьника, старайтесь думать не только о конечном результате (например: победа на всероссийской олимпиаде), но и о том, какие навыки приобретает ребенок по ходу обучения.

Установка «выиграешь олимпиаду, и я куплю тебе велосипед» является деструктивной, а вот предложение «если будешь каждый день по 20 минут заниматься олимпиадной математикой, то купим велосипед» поможет ребенку улучшить самодисциплину.

В первом случае ребенок слышит – мне важно чтобы ты был лучше других, незнакомых мне людей. А во втором понимает, что систематический и кропотливый труд всегда будет вознагражден независимо от результата.

Свобода. В основе воспитания свободного человека лежит возможность выбора, которую ребенку, в идеале, предоставляют с детства. Абсолютно недопустимыми являются две ситуации:

Поинтересуйтесь у вашего ребенка, примет ли он участие в школьном этапе? По каким предметам? Помогите школьнику спланировать время и не пропустить дни олимпиад по предметам, которые его интересуют. Это будет легко сделать при помощи календаря от «Сириус Олимп» , который специально создан в помощь учителям и родителям.

Важно мотивировать ребенка бросить вызов самому себе, пробудить в нем истинный интерес к предмету, который позднее может перерасти в желание принять участие в олимпиаде.

Подводя итог, можно сказать, что олимпиада – это прекрасное приключение, которое ребенок может разделить со своими наставниками и родителями, что позволит



Поделиться в соц. сетях этой новостью