Рабочие будни участников сетевого проекта «Научное лето-онлайн 2022»

25.08.2022

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Наука     Научное лето

Участники делятся записями своего дневника наблюдений, рассказывают об увлекательных буднях, о своих находках, новых открытиях и о многом другом.

Паук на эвенском языке означает Атаки. Лексема «Атаки» (паук) образована от слова «ата», означающего в говорах восточного наречия эвенского языка слово «бабушка». Образованное от слова «ата» название паука «атаки», связывает представление о пауке у эвенов и других народов Северо-Востока Азии с культом предков и мифологией, причем с ее древнейшим пластом [Бурыкин А. А. Загадки, запреты-обереги, приметы, заклинания- благопожелания эвенов Колымы и Чукотки. Магадан, 1999. 50 с.].

Эвены часто с пауком связывают много примет и по нему предсказывают изменения погоды, например:

1.Если паутины много – это к дождю;

2.Если паук вешает свою паутину сверху вниз, будет сильный дождь [Бурыкин А. А. Малые жанры эвенского фольклора. Загадки, пословицы и поговорки, запреты-береги, обычаи и предписания, приметы (исследование и тексты). СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 288 с.].

У эвенов по настоящее время существует строгий запрет на убийство пауков, так как это может навлечь смерть одного из родителей. По этой причине, встречая разнообразных пауков на своих маршрутах, очень часто мы их просто фотографируем и отпускаем дальше. Из книг мы знаем, что пауки - древнейшие хищники нашей планеты, ученые связывают их появление с девонским периодом.

Удивляют их размеры, формы, окрас, плетение ловчих сетей и паутин, яйцеклад, восемь глаз, а также тот факт, что слышат они с помощью своих лап!!

На разных ярусах нам встретились пауки Тибеллюсы из семейства Tibellus, пауки-бокоходы Thomisidae, пауки-волки Lycosidae, пауки Тетрагнатиды Tetragnathidae, пауки крестовики Araneidae, а также другие.

Мы будем очень рады и признательны, если кто-нибудь поможет нам определить их название. Часто на галечнике попадаются пауки-волки с паучатами на спине. На первый взгляд паука можно спутать с шишкой, но если приглядеться, то можно заметить мелких копошащихся маленьких паучков. В интернете вычитали, что паучата питаются молоком матери до тех пор, пока не высосут из нее все соки. Такое жестокое отношение вполне можно оправдать способом выживания в дикой природе, ведь благодаря именно хладнокровию и способности адаптироваться к изменениям окружающей среды пауки существуют на земле миллионы лет.

Пока понемногу собираем и копим фотографии пауков, чтобы на уроках во время длинных зимних дней обязательно показать их и рассказать школьникам.

Команда "Кадар", село Себян-Кюель Кобяйский район.

У экспедиции "Эллэйада" Ойской СОШ Хангаласского улуса сезон 2022 года очень удачный по многим направлениям: интересные находки и в орнитологии, и насекомых удивительных наблюдали, и палеонтологических находок много.

Поистине историческая находка случилась 18 августа - Колей Постниковым, активным участником экспедиции школьников "Эллэйада МАН 2022" был найден отпечаток ПАПОРОТНИКА Юрского периода динозавров на Килдямском Вулкане долины Туймаада.

Руководитель экспедиции, краевед и учитель географии Прокопий Романович Ноговицын делится дневниковыми записями.

Из дневника экспедиции "Эллэйада"

Удивительная находка Коли Постникова, активного участника экспедиции школьников "Эллэйада МАН 2022" - отпечаток ПАПОРОТНИКА Юрского Периода Динозавров на Килдямском Вулкане долины Туймаада 18 августа 2022 года. Историческая и значимая находка, доказывающая и утверждающая, что Кильдямский вулкан действовал и извергался в Юрском Периоде, удивительный геологический объект, древний потухший вулкан юрского периода возрастом 150-160 млн. лет. Удивительно то, что папоротник сохранился в куске вулканического пепла или лавы, вероятно лава потекла поверху растений Юрского Периода и нижние слои обгорели и сохранились (в общем будем искать статьи вулканологов и попытаемся разобраться в этом феномене).

А в ДЕНЬ ГЕОГРАФА мы со своей командой доказали, что на месте вулканов можно найти даже вот такие отчетливые отпечатки растений - в нашем случае даже видно, что это ВАЙЯ ДРЕВНЕГО ПАПОРОТНИКА.

Все участники молодцы - набрали вулканической породы для кабинета палеонтологии МАН и для коллекции экспедиции "Эллэйада" в Старом Ойском Дворе.Благодарим наших водителей за столь важный для нас поход по долине Туймаада в легендарные древние вулканы.

Мы воочию увидели застывшую лаву и даже искали обсидиан, повезло Спартаку Шарину первому нашедшему маленький кусок обсидиана - не столь прозрачный, но черное и блестящее вулканическое стекло-обсидиан.

Все участники похода нашли для себя красивейшие куски с черными и красными и коричневыми наплывами вязкой лавы.Спасибо поварам и нашим вожатым.Завтра опять в поход.

И да:

наша коллекция отпечатков вайя древних папоротников пополнилась:

1.Отпечаток из долины Эркээни, м.Куталаах, авторы находки Сережа Филиппов и Семен Новгородов, 2021 год, Ойская средняя школа имени А.В.Дмитриева

2.Отпечаток р.Марха, Чуукаар, автор находки Ньургустаан Уваров, 2021 год, кузнец, село Нам.

3.Отпечаток из долины Туймаада, автор находки Коля Постников, школа номер 12 г.Якутск.

Сегодняшняя находка экспедиции школьников "Эллэйада МАН 2022 "18 августа 2022 - удивительной сохранности отпечаток папоротника под лавой вулкана на долине Туймаада будоражит воображение: как это могло произойти?Ведь вайя древнего папоротника могла в любом случае сгореть, но вот всемогущий интернет даёт ответ и на это удивительное редчайшее явление.

Такой сохранности несгоревшего под лавой древнего вулкана и сохранившегося вайя папоротника находки были редкими во всём Мире - но были и были сенцационными находками.И вот, благодаря автору находки Николаю Постникову, у нас на руках такое - редчайшая вайя древнего папоротника.

Вот прочитайте про уникальное сохранение подобной находки:МГНОВЕННОЕ ПОГРЕБЕНИЕИсследователи отмечают, что данный папоротник относится к раннеюрскому периоду, и его предполагаемый возраст составляет около 180 миллионов лет. Для определения даты ученые не использовали методику радиоактивного датирования. Они отмечают, что вместо этого исследовали пыльцу и споры из прилегающих горных пород и сравнили их с геологическим периодом, который, по их мнению, наибольшим образом соответствовал их наблюдениям. Чтобы установить возраст, им нужно было всего лишь посмотреть нужный период в стандартной стратиграфической таблице. Однако оказалось, что результаты их анализа папоротника не так легко вписать в такой древний временной сценарий.В результате исследования было выявлено, что растение «было сохранено мгновенно», еще до того, как начало разлагаться. Ученые пришли к выводу о том, что оно было неожиданно погребено под «потоками вулканической лавы».

Папоротник был погребен настолько быстро, что сохранились даже чувствительные компоненты его клеток. Исследователи обнаружили «клеточные ядра, клеточные мембраны и даже единичные хромосомы».Вив Ваджа, профессор геологии при Ландском университете, отмечает: «Сохранение произошло насколько быстро, что некоторые клетки сохранились на стадии деления». Чтобы настолько хорошо сохраниться во время извержения вулкана, растение должно было находиться в большом количестве воды, которая не должна была позволить ему загореться. Внезапное и моментальное захоронение означает, что окружающим осадочным породам понадобилось не много времени для накопления.

И еще одна новость от палеонтологов Китая о таком же случае: Международная исследовательская группа, возглавляемая палеонтологами из Нанкинского института геологии и палеонтологии (Китай) и университета Бирмингема (Великобритания), сегодня опубликовала свои выводы в Proceedings of the National Academy of Sciences.«Судьба Noeggerathiales — яркое напоминание о том, что может случиться, когда даже очень развитые формы жизни столкнутся с быстрыми изменениями окружающей среды», — подчеркивают ученые.Исследователи изучили Noeggerathiales, сохранившиеся в слое вулканического пепла толщиной 66 см. Он образовался 298 млн лет назад, подавив остальные растения, растущие в близлежащем болоте. Пепел предотвратил гниение окаменелостей и сохранил целый лес особей в микроскопических деталях.

Вот такой уникальной оказалось наша находка экспедиции школьников "Эллэйада МАН 2022: это третья находка о сохранении вайя папоротника под пеплом древнего вулкана и именно опять таки вайя древнего папоротника.

УДИВИТЕЛЬНО и ФАНТАСТИЧНО - но ФАКТ!!!

И надеемся что нашей находкой экспедиции заинтересуются и ученые палеоботаники и вулканологи.

Прокопий Романович Ноговицын, руководитель экспедиции

12 августа. Сегодня с Нарыйаной Соколовой были в еловом лесу. Заложили площадку, произвели замеры деревьев, составили описание площадки. На елях не нашли ни одного дереворазрушающего гриба, только на поваленной старой ели нашли белые наросты, думаем, что это грибы.  У самого низа одной ели выросли небольшие грибочки. Зато в лесу под деревьями изобилее разных грибов.

На участке леса, где березы, нашли целые грозди трутовиков. Проверили дерево на площадке в сосновом лесу, участок с грибами за 20 дней заметно вырос, уже появились четкие очертания грибов. Плодовое тело корневой губки заметно разрослось.

Разновидности дереворазрушающих грибов на березах. Фотоколлаж Нарыйаны Соколовой

М.Прокопьева, I-Нерюктяй, Олекмиснкий район

Изучение ценопопуляции кровохлебки лекарственной.

Команда "Кадар" из села Себян-Кюель Кобяйского района участвует в проекте уже третий год. Ребята исследуют окрестности села, проводят исследования у озера Себян и у подножия местных гор. И периодически делятся записями своего дневника наблюдений.

Сегодня "Кадар" собрались в маршрут у подножия горы проверить пробные площадки, заодно решили проверить гнездо дербника.

Предвкушая долгожданную встречу с птенцами сокола, мы шли и не обращали внимания на рой комаров и жару. Воображаемые птенцы манили нас, как маяк в океане. Время от времени делали перерывы, снимали растения, насекомых, паучьи сети. В одном месте присели отдохнуть и увидели розовые колокольчатые цветки Подбела обыкновенного - вечнозелёного низкорослого кустарничка семейства Вересковые. Он растет среди осоки и пушицы, и сияет своим розовым цветом, украшая моховое болото. Научное родовое название Andromeda дано растению за красоту цветков в честь красавицы Андромеды, а русское родовое название «подбел» растение получило из-за белой окраски нижней стороны листа.

Среди травы обнаружили красного красивого жука. Решили взять его с собой, положили в морилку и продолжили маршрут.

Дойдя до намеченного участка, первым делом подошли к гнезду. К большому нашему сожалению там были яйца. Родители соколы кружили и кричали над нами, беспокоились за своих не вылупившихся еще птенчиков. Видать до их вылупления осталось совсем немного. Надо еще немного подождать, набраться терпения.

Сделали много кадров, собрали растения на гербарий, заодно поймали маленького красного клеща и листоеда и отправились в обратный путь. В пробных участках довольно много Змеевика перистого, Клайтонии остролистной.

Команда "Кадар", с. Себян-Кюель Кобяйский район

Эльвире больше всего нравится наблюдать за насекомыми и птицами в природе. А еще нравится искать необычные по форме деревья, кроны которых имеют сферическую форму.

С наступлением сумерек выходим наблюдать за звездами и небом. Вчера, например, удалось увидеть редкие серебристые облака, похожие на разлившуюся плазму. Чем темнее становилось небо, тем ярче было серебристое свечение. Удивительное по красоте явление!

В маршрутах, пока Эльвира гоняется за птицами и летающими насекомыми, Лалина занята рассматриванием лишайников, мхов и камней.

Во время этого неспешного процесса Лалине чаще всех удавалось наблюдать за животными с близкого расстояния, особенно за белками и горными пищухами. Грызуны настолько были заняты поиском корма для своих кладовок, что совершенно не замечали ничего вокруг.

Вот такие интересные находки каждый раз ждут команду "Кадар"

с. Себян-Кюель Кобяйский район, Н.Алаганчакова

С 1 июля начал свою очередную работу пришкольный эколого-краеведческий лагерь "Чолбон"."Чолбон" работает с 2008 года по проекту Кычкиной О. И.

5 июля вышли в первый маршрут по берегу реки Вилюй. Собирали растения и насекомых на гербарий. Искали полудрагоценные камни халцедон, сидерит и тд.

В это время Афанасьев Альфред нашёл кость древнего ископаемого животного, бизона мамонтового периода. Воодушевленные такой находкой, все дети побежали искать кости, к нашему удивлению, нашли!

Альфред нашёл ещё и зуб мамонта. Петрова Никадора, Воронов Савелий, Васильев Ярик тоже нашли кости животных, но трудно определяемых.Сам собой наш ботанико-энтомологический маршрут превратился в палеонтологический, чему мы все очень рады.

Впереди наш ждут новые открытия по другим маршрутам: археологическому, экологическому. Ждёт нас и городской дендропарк, экоагропарк и Саввино поле.

Среди ребят нашего лагеря пятеро - участники республиканского сетевого проекта "Научное лето онлайн 2022", а ещё 5 воспитанников будут принимать участие в научно-исследовательской, экологической экспедиции "КунЭко"Желаем нашим юным исследователям счастливого детства, успешного лета и много новых открытий!

Кычкина Оксана Ивановна, ВСОШ # 3 им.Н.С.Степанова, г.Вилюйск