Комплексная летняя научная экспедиция по изучению «Малой Родины»

17.07.2019

Категории:   Новости     Летняя школа     Научно-исследовательская работа школьников  


В период с 13 по 20 июня 2019 г. в с. Юрюнг-Хая состоялась комплексная экспедиция школьников по изучению «Малой Родины». Данная программа разработана в соответствии с «Концепцией развития Малой академии наук РС (Я)» как одно из направлений деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей Республики Саха (Якутия).


В экспедиции принимали участие учащиеся с 11 до 16 лет, МБОУ «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа Анабарского национального долгано-эвенкийского района (улуса) Республики Саха (Якутия).

Цель комплексной экспедиции – активное вовлечение школьников в учебно - исследовательскую деятельность по изучению своей «малой Родины», воспитание чувства патриотизма и содействие их профессиональному самоопределению.

В ходе экспедиции учащиеся получили необходимые теоретические знания и изучили методику ведения полевых археологических, этнографических и архивных исследований. Также на практике были продемонстрированы способы камеральной обработки полевых материалов и составления отчетной документации. Обучение проводилось в виде лекций и практических занятий по следующим дисциплинам:

1. Археология (ознакомление с основными методами организации археологических полевых исследований;разрешение (открытый лист) на право производства раскопок археологических памятников; ознакомление с основным принципам проведения раскопок и фиксации материалов в процессе археологического исследования;выработка способностей к пониманию основных закономерностей формирования культурного слоя);

2. Этнология и социальная антропология (обучение методикам сбора этнографического материала; ознакомление с различными группами методов сбора информации: наблюдение, опрос, фиксация информации; способов обработки и анализа собранных сведений, приемов фотографирования, видеосъемки, реконструкции предметов быта);

3. Музееведение (ознакомление с типами, профилями музеев, особенностями комплектования, учета и храненияфондов, основами построения музейной экспозиции, цифровизации музейного дела, организации культурных проектовразличной направленности и основ разработки экскурсий);

4. Архивоведение (ознакомление с организацией работы архивного учреждения;принципами и методами отбора документов, подлежащих архивному хранению;способами и условиями хранения, обеспечивающими полную сохранность документов;процессом создания системы информации о содержании документов;организацией всестороннего использования документальной информации);

5. Историческая информатика (обучение использованию аппаратного и программного обеспечения компьютерных систем в исторических исследованиях; работа с электронными текстами и электронными таблицами, владение навыками визуализации данных исторических источников; создание базы данных по материалам источников разных типов, использование современных информационно-поисковых систем; основы работы с методами поиска информации в сети Интернет, работе с электронными каталогами ведущих библиотек, а также с Интернет-ресурсами архивных учреждений России);

6. Вспомогательные исторические дисциплины (ознакомление с относительно самостоятельными отраслями исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. В рамках обучения участники экспедиции ознакомились с палеографией,генеалогией, геральдикой, исторической метрологией, нумизматикой, хронологией, исторической географией);

7. Камеральная обработка полученного материала (участники экспедиции на практике применяли способы обработки собранного материала; написания научных статей; правилами оформления научных статей; оформление списка литературы; ораторское мастерство (умение выступать).


Подводя итоги работы экспедиции, можно сделать следующие выводы, что экспедиция создает условия для занятости и организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников реализуется такая первостепенная воспитательная задача, как развитие духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Многогранная, комплексная деятельность экспедиции дает школьникам возможность пройти профильную подготовку, обеспечивает профориентационное обучение и развивает коммуникативные качества.

 

Винокуров Александр Данилович,

м.н.с., ИГИиПМНС СО РАН



Поделиться в соц. сетях этой новостью