Итоги Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в 2018 году

7.05.2018

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников  


Оргкомитет конкурса опубликовал отчет об итогах Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в 2018 году


    С 8 по 13 апреля 2018 г. в Москве прошли XXV Чтения им. В.И. Вернадского – очный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Чтения входят в тройку наиболее массовых и авторитетных научно-практических конференций обучающихся в Российской Федерации.

  В числе учредителей Чтений - Российская академия наук, Федеральное агентство научных организаций, Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Школа № 1553 им. В.И.Вернадского, Колледж архитектуры, дизайна и реинжениринга № 26 «26 КАДР».

   Главная цель Конкурса – повышение культуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях страны, популяризация научного мышления, традиций отечественной науки в среде молодежи. На Конкурс, в соответствии с Положением, принимаются исследовательские работы или проекты, имеющие значимую исследовательскую часть в 28 тематических направлениях в области естественных и гуманитарных наук. Характерной особенностью Конкурса является дистанционная профессиональная консультация (развивающая рецензия), которая пишется на каждую представленную работу,  специально приглашенным специалистом в соответствующей научной области. К рецензированию работ были привлечены более 200 специалистов из ведущих университетов и научных организаций Российской академии наук.

   Стать участников Конкурса  можно было двумя путями: через заочный конкурс работ и через региональные туры (конференции). На заочный конкурс любой школьник мог подать работу через сайт vernadsky.info, которая бесплатно рецензировалась специалистом в соответствующей научной области, по итогам рецензирования авторы лучших работ были приглашены на Чтения.

   На  Конкурс также  были приглашены победители региональных туров, которые прошли в 36 субъектах РФ (Республики: Алтай, Башкирия, Бурятия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Якутия; Ямало-Ненецкий автономный округ; края: Краснодарский, Красноярский, Хабаровский; области: Астраханская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Липецкая, Ленинградская, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тамбовская,  Томская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская). В них приняло участие более 10 000участников .

   В состав учредителей большинства региональных конференций вошли органы управления образования субъектов Российской Федерации, высшие учебные заведения, региональные институты образования,  корпорации и предприятия, общественные организации. На ряде региональных телевизионных каналов (республиках Алтай, Башкирии,  Сочи, Оренбурге, Хакасии, Ямало-Ненецком автономном округе и  других) транслировались сюжеты о региональных конференциях.

    В ряде регионов подведение итогов проводилось в рамках традиционных конференций и конкурсов, которые в течение многих лет проводятся региональными образовательными учреждениями в содружестве с вузами и научными организациями, и накопили уникальный опыт. Такая практика существует в республиках: Алтай, Бурятия,  Красноярском крае, Воронежской, Волгоградской, Брянской, Калининградской, Кировской. Оренбургской, Тамбовской, Нижегородской,  Челябинской областях и др.

   Наиболее масштабные региональные конференции  были проведены в Ямало-Ненецком автономном округе (организатор – Детская экологическая станция, директор Геннадий Витальевич Липецкий), Краснодарском крае (организатор – Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи, директор – Турсунбаев Салахидин Умарович), Республике Бурятия (организатор – Институт непрерывного образования Бурятского государственного университета, директор Цыренова Марина Геннадьевна), Республике Саха (Якутия) (организаторы – Якутский политехнический лицей, директор – Тимофеева Надежда Константиновна, МАН «Ленский край», директор – Павлов Василий Климович), в республике Алтай (организатор - ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», ректор Бабин Валерий Геннадьевич), Оренбургской области (организатор – АНОДПО «Оренбургская бизнес-школа», директор Белов Игорь Петрович) в Нижегородской области (организатор – Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, директор Филиала – Пяткин Сергей Николаевич) и др.

    В каждом из региональных туров приняли участие от 50 до 200 авторов. Как правило, в таких турах принимали участие школьники из большинства районов и крупных населенных пунктов региона, обеспечивая широкий охват территории региона. Большое внимание уделялось методическому сопровождению региональных туров. В течении декабря – марта члены Оргкомитета выезжали для консультирования региональных этапов в Томск, Омск, Новосибирск, Якутск, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Калининград, Иваново, Владимир, Тюмень, Челябинск, Уфу, Набережные Челны, Сочи, Воронеж, Вологду, Дмитров, Вологду.

    Всего в Чтениях приняло участие более 1000 учащихся и их руководителей из более, чем 350 образовательных учреждений 69 субъектов РФ, а также из стран СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова), дальнего зарубежья (Словакия, Чехия). В рамках Конкурса прошла Междисциплинарная олимпиада школьников по истории и обществознанию, победителям и призерам которой предоставляются льготы при поступлении в вузы РФ. Среди регионов, образовательные организации которых приняли наиболее активное участие в Чтениях, следующие: Московская область (52 организации), далее по убывающей: Москва, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Челябинская область, Калининградская область, Нижегородская область, Самарская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

   Чтения в этом году были посвящены ряду знаменательных дат: 155-летию со дня рождения академика В.И. Вернадского и 100-летию со дня рождения академика А.М. Обухова, 100-летию системы  дополнительного (внешкольного) образования.

   Участникам Чтений был представлен сборник «Творцы российской науки. Памятные даты 2017-2018 гг.», в который вошли статьи, посвященные 175-летию со дня рождения Климента Аркадьевича Тимирязева – знаменитого ученого, чьим девизом было «Работать для науки, писать для народа»; 130-летию  со дня рождения экономиста, социолога, социального антрополога и основателя междисциплинарного крестьяноведения Александра Васильевича Чаянова; 125-летию со дня рождения одного из выдающихся представителей российской школы экономической мысли начала XX века Николая Дмитриевича Кондратьева; 115-летию со дня рождения – физика, академика АН СССР Михаила Александровича Леонтовича, 100-летию со дня рождения академика Александра Михайловича Обухова.

     Торжественное открытие Чтений состоялось в Большом зале Российской академии наук, в котором собрались более 1200 человек. Затем  в холлах Большого зала была развернута стендовая сессия, на ней было представлено более 650 исследовательских работ в формате постеров и иного иллюстративного материала. В экспертных интервью приняли участие более 200 экспертов – специалистов из научных учреждения РАН, ведущих московских университетов, учительской общественности, а также более 250 школьников, студентов и педагогов, приглашенных на общественную экспертизу работ. Многочисленные гости Чтений также ознакомились с тематикой и направлениями работ, побеседовали с авторами.

    В рамках программы Чтений прошли заседания пленарных секций. В качестве выступающих были приглашены авторы, работы которых вызвали наибольший интерес экспертов и посетителей стендовой сессии. На секциях была организована научная дискуссия, когда каждый их участников смог задать интересующий его вопрос; такой формат является важнейшим для воспитания у участников Чтений культуры научной коммуникации.

   На протяжении последних лет большой интерес у участников Чтений представляет междисциплинарная секция. Авторы двух работ из разных секций самостоятельно   находили точки соприкосновения, чтобы при объединении результатов их личных исследований открывалась новая междисциплинарная  перспективная тема.

    Традиционно для руководителей делегаций была проведена методическая секция, на которой педагоги, руководители исследовательских работ, представили более 60 сообщений в стендовой форме. Главной задачей секции явилась организация взаимодействия педагогов из разных регионов с целью реализации межрегиональных проектов (конференций, экспедиций и профильных смен, недель науки и др.). 

     Круглый стол «Читаем В.И. Вернадского» состоялся в уникальном кабинете-музее В.И.Вернадского  в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН.  Участники работали с текстами Вернадского, пытаясь понять принципы, которым следовал в своей интеллектуальной работе великий ученый.

     В рамках Чтений прошла Всероссийская конференция исследовательских работ учащихся 5-7-х классов «Тропой открытий В.И. Вернадского». В этой возрастной категории эксперты оценивали прежде всего не предметное содержание работ, а мотивацию и включенность авторов в темы своих исследований. Для участников была проведена обширная научная программа с участием известных ученых, а также  была предоставлена возможность ознакомления с ведущими вузами Москвы.

     Торжественная церемония закрытия Чтений прошла 13 апреля в Московском дворце пионеров (ГБПОУ «Воробьевы горы»).  Участники были награждены дипломами 1 степени и лауреата, также  им были вручены дипломы в многочисленных номинациях. Награждение в своих номинациях провели соучредители и партнеры Чтений – Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского (за лучшую работу в области устойчивого развития), эколого-просветительский центр «Заповедники» (за лучшую работы, выполненную на территории заповедника или национального парка), Факультет глобальных процессом МГУ имени М.В.Ломоносова (за лучшую работу в области эволюционизма) и др. Всего лауреатами Чтений стали авторы более 170 работ.

   Участники Чтений отметили их образовательный характер, который мотивировал школьников на выбор профессии в области интеллектуального труда; дальнейшее продуктивное развитие межрегионального сообщества, ориентированного на реализацию исследовательских работ с учащимися.

    Лауреатами Чтений стали более 170 авторов работ. Наиболее успешно выступили представители Алтайского,  Бурятского,  Якутского, Татарстанского, Хакасского республиканских отделений, Ямало-ненецкого окружного отделения, Краснодарского краевого отделения, Астраханского,  Брянского, Владимирского, Воронежского, Вологодского,  Волгоградского, Ивановского, Московского, Нижегородского, Волгоградского, Калининградского, Кировского Красноярского,  Иркутского, Оренбургского, Саратовского, Тамбовского, Томского,  Тюменского, Челябинского  областных отделений.

      Итоги размещены на сайте Чтений Вернадского- WWW.VERNADSKY.INFО

      На основе Конкурса сложилось сообщество ученых, педагогов, учащихся, объединенных общими ценностями исследования, традиций российских научных школ, обновления содержания школьного образования. Многие ребята, участвовавшие в Чтениях прошлых лет, теперь приезжают на них в качестве руководителей и представляют нам своих учеников, выполнивших интересные и порой неожиданные работы. Участие в Конкурсе и Чтениях им. В.И. Вернадского для юных исследователей – признание их стараний и научных устремлений. Став лауреатами, они сохраняют самые добрые и дружественные отношения с окружающими, в частности, с теми, кто не стал лауреатом. Благодаря Конкурсу появляется возможность познакомиться с новыми интересными людьми, стать более уверенными в себе.

      Квалифицируя Всероссийский конкурс юношеский исследовательских работ им. В.И. Вернадского,  как инновационную систему, мы связываем ее инновационность со следующими факторами:

  1. Концептуальные основания, задающие мировоззренческую основу Конкурса и Чтений. В основе концепции юношеских чтений им. В.И. Вернадского лежат две основные позиции: первая – попытка осознания нашей планеты как единого организма, в котором все процессы тесно взаимосвязаны; вторая – использование научного способа познания – исследования – для постижения окружающего мира. Важнейшее значение имеет обращение к имени великого русского ученого – В.И. Вернадского – создателя научно-философского обобщения – учения о ноосфере – сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Включение в эту культурную традицию определяет направленность конкурса на развитие общего мировоззрения молодежи, развитие системности и конструктивности мышления, осознание участниками своей принадлежности к нации, внесшей значительный вклад в мировую науку.
  2. Образовательная технология исследовательской деятельности учащихся. Понимание исследовательской деятельности учащихся как ведущей образовательной технологии научно-практического образования. Главная ее цель – развитие субъектности, самостоятельности учащихся на основе становления аналитических навыков и способности занимать исследовательскую позицию – в этом случае традиционные знания, умения, навыки становятся одними из средств достижения этой цели. Разработанная нормативная база (положение, рекомендации по написанию исследовательских работ, рекомендации для экспертов, аналитические материалы по работе чтений прошлых лет) определяет «лицо» чтений им. В.И. Вернадского, задает их специфику как образовательной программы, широко использующей и пропагандирующей нормы и образцы, выработанные российским научным сообществом за всю историю его развития. Она определяет характер и направленность работ, принимаемых к рассмотрению на чтениях.
  3. Методический потенциал Конкурса. Важнейшим достижением программы является создание на основе коллегии рецензентов межрегионального сообщества специалистов, ученых, педагогов, имеющих опыт работы с детскими исследованиями, понимающих их специфику, ориентированных на развитие творческой мотивации и исследовательских навыков как учащихся, так и их руководителей в процессе проведения экспертизы. Существенным явилось определение главной задачи экспертной работы как дистанционной научной консультации. Сообщество на сегодняшний день включает более 300 специалистов в разных областях естественных и гуманитарных наук, имеющих ученые степени и звания. За время существования чтений сообщество экспертов выработало единые методические приемы в работе с авторами и их руководителями. Результаты этой работы демонстрируются представителями учреждений, которые участвуют в конкурсе не первый год. В работу в рамках чтений вовлечено более 40 научно-исследовательских институтов и вузов, в т.ч. МГУ им. М.В. Ломоносова. Важнейшей характеристикой сообщества является его полипрофессиональность, что обеспечивает качественный рост образовательного ресурса.
  4. Сеть проектно-исследовательских школ. В результате работы программы сформировалась инновационная сеть проектно-исследовательских школ (работающих на базе образовательных учреждений различного вида), которые ежегодно проводят региональные туры Конкурса; учащиеся из которых готовят качественные исследовательские работы. В таких организациях развиваются собственные традиции исследовательской деятельности, складывается культура учебного исследования. Очень интересен опыт кооперации таких школ с местным сообществом, государственными и отраслевыми структурами (органами местного самоуправления, предприятиями, научными учреждениями), который позволяет заявить возможность создания в ряде регионов моделей образовательного общества, развивающегося на основе исследовательской деятельности.
  5. Система коммуникации участников. В развитии коммуникационной системы конкурса с самого начала важнейшей явилась схема обратной связи – получения авторами и руководителями рецензий с рекомендациями по доработке исследований перед очным туром конкурса. Это задало «многоразовость» контактов, возможность регулярного консультирования авторов и руководителей в процессе выполнения работы. Важной вехой стало издание журнала «Исследователь/Researcher», который стал главным информационным ресурсом системы. Существенную роль в развитии программы сыграла система постоянно совершенствующихся Интернет-ресурсов, создание в 2003 г. системы автоматизированного on-line обеспечения работы конкурса на сайте www.vernadsky.info.

     Концепция научно-практического образования является перспективным предложением, реализованным стартапом в области развития инновационного содержания образования, основанного на исследовательской и проектной деятельности учащихся. Применение модели профессиональной общественной координации программ развития исследовательской деятельности на региональном и межрегиональном уровнях позволяет реализовать эффективную межведомственную кооперацию образовательных, научных и др. организаций на базе проведения научно-практических конференций. Реализованное межрегиональное сетевое сообщество на основе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского раскрывает потенциал несоревновательных образовательных мероприятий для мотивации учащихся к познавательной деятельности и их профессиональной ориентации в области профессий, связанных с интеллектуальным трудом.

 



Поделиться в соц. сетях этой новостью