Форум учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия)

18.08.2017

Категории:   Новости     Международные программы  


По инициативе Министерства образования и науки РС (Я), Министерства культуры и духовного развития РС (Я) 13- 15 августа 2017 года в МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр» прошел Форум учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия).


В рамках Форума ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Якутия)» провела стратегическую сессию «Современные проблемы художественного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретические вопросы и образовательная практика в Республике Саха (Якутия)». В обсуждении проблем современного художественного образования в системе дошкольного и начального образования приняли участие педагогидополнительного образования по изобразительному искусству,воспитатели, старшие воспитатели ДОО, преподаватели педагогических колледжей, учителя изобразительного искусства начальных классов СОШ республики.

В ходе работы стратегической сессии обозначились следующие проблемы:

- существующая система художественного образования в России, в частности, в Якутии, не соответствует возрастающим художественным интересам, потребностям и запросам населения, а также роли визуально-пространственных искусств в развитии общества;

- отсутствие в дошкольных, начальных и средних ступенях общеобразовательных школ единой образовательной программы, позволяющей поэтапное развитие у детей знаний, умений и навыков художественного творчества;

- большинство программ для развития художественно-творческого развития детей дошкольного возраста упускают из вида их духовно-нравственную составляющую;

- региональный компонент, который рекомендуется вводить в федеральные программы не рассматривается как эффективное средство формирования межкультурного диалога и воспитания личности в духе толерантности.

- отсутствие региональной программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников и младших школьников, в котором бы сохранился органичный синтез традиционной культуры и классического искусства, к которому присоединились новые виды искусств и культурных практик;

- отсутствие (в большинстве учреждений) системной работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала развития детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством организации художественных занятий;

-     недостаток или отсутствие квалифицированных специалистов, работающих в данном направлении;

- готовности учителя изобразительного искусства и ПДО по ИЗО к квалифицированному преподаванию своего учебного предмета, содержание и формы преподавания которого претерпели коренные позитивные изменения. На данный момент эта проблема слабо понимаются как руководством ОО, так и системой подготовки учителей: проблемы развития профессионального зрения и владения основами образного языка визуально-пространственных искусств;

- недостаточное количество часов в образовательной сетке начальной школы для освоения детьми художественно-творческих задач;

- отсутствие оборудованных кабинетов для занятий рисованием и художественным творчеством;

-  слабое взаимодействие или отсутствие обмена опытом, преемственности между учреждениями образования, социальной сферы и культуры.

Участниками стратегической сессии предложен механизм реализациипроекта «Рисуем все» по следующим функциональным направлениям:

I. Развитие организационно-управленческих механизмов для организации работы по реализации проекта «Рисуем все»:

- создание сетевого взаимодействия педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, учителей изобразительного искусства, работающих в начальном звене школ и детских садов республики; учет результатов реализации Проекта «Рисуем все»;

- создание Координационного совета по художественному образованию в ДОО и начальных школах республики в целях координации на местах деятельности и реализации проекта «Рисуем все», также оказания адресной поддержки и консультации педагогов по ИЗО и учителей изобразительного искусства, реализующих данный проект.

II. Развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий:

- обеспечение необходимой социологической, статистической информации и научного подхода при решении практических задач;

- внедрение технологий обучения, создающих условия для развития интеллектуально-творческого потенциала детей посредством занятий/ уроков ИЗО в образовательных организациях;

- методическое обеспечение педагогической деятельности в рамках реализации проекта «Рисуем все»: реализация программы по художественно-эстетическому развитию детей от 3 до 10 лет «Я - художник» с региональным компонентом в детских садах и начальных школах Республики Саха (Якутия).

III. Развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров

Организация работы по данному направлению должна предусматривать решение следующих задач:

- создание условий, обеспечивающих формирование, своевременное обновление и востребованность у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений профессиональных компетенций в области визуально-пространственных искусств; компетенций в области выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей;

- организация дистанционных и очных курсов повышения квалификации, стажировочных площадок, переговорных площадок, круглых столов на базе ведущих учреждений высшего профессионального художественного образования, учреждений дополнительного образования детей, МАН РС (Я), ДОО, СОШ.

IV.      Развитие и совершенствование системы творческих состязаний

Организация работы по данному направлению должна предусматривать решение следующих подзадач:

- повышение качества методического и организационного обеспечения творческих состязаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста, их доступности и прозрачности процедур;

- участие в формировании перечня творческих состязаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста с дальнейшим его размещением на Интернет-портале;

- дальнейшее развитие и совершенствование очных и заочных форм творческих олимпиад и конкурсов дошкольников и младших школьников на основе усиления взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений профессионального образования, научных учреждений при их организации и проведении.

Участники стратегической сессии подчеркнули особую важность, необходимость и своевременность разработки парциальной программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я- художник» с региональным компонентом, ведущими целями которого являются духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, формирование интеллектуальных, художественных и сенсомоторных способностей средствами изобразительного искусства.



Поделиться в соц. сетях этой новостью