Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность школьников как средство развития творческой одаренности детей»

8.02.2017

Категории:   Новости  


7 февраля 2017 года на базе Дворца детского творчества г. Якутск прошел круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность школьников как средство развития творческой одаренности детей» в рамках февральского совещания работников образования РС(Я).


Организаторы: Малая академия наук РС(Я), Академия наук РС(Я), Якутский научный центр СО РАН.

Модераторы: Яковлева А.В., к.п.н., проректор по НМР МАН РС(Я) и Черосов М.М., д.б.н., научный консультант МАН РС(Я).

Участники: заместители директора по НМР, учителя, представители региональных отделений МАН РС(Я).

Круглый стол начался с отчета обладателей грантов Малой академии наук РС(Я) 2016 года. Напомним, что в 2016 году вышло Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) №5 от 15 января «О стипендиях и грантах Малой академии наук Республики Саха (Якутия)» ежегодно проводить конкурс на выделение гранта для учащихся на проведение научно-исследовательских работ, включая экспедиции и конкурсы для выборов в действительные члены и члены-корреспонденты Малой академии наук Республики Саха (Якутия).

Список грантообладателей Малой академии наук РС(Я):

  1. МБОУ «Саскылахская СОШ», Анабарский национальный (долгано- эвенкийский) улус (район) - Историко-этнографическая экспедиция «По следам предков»;
  2. МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» МО Верхоянский район - Орнитологические исследования в рамках КНИЭШ «Верхоянье – полюс холода»;
  3. МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. Семена Данилова» МР «Горный улус»- Экологическая школа экспедиция «Живая лаборатория Сумэ»;
  4. МАОУ «Саха политехнический лицей» городского округа «город Якутск – Создание лингвокультрологического словаря (бумажная и интерактивная версии) на основе построения модели «Олох эргиирэ» («Круговорот жизни») по сюжету олонхо через анализ семантики концептов цвета в традиционном веровании народа Саха;
  5. МБОУ «Нюрбинский технический лицей им А.Н.Чусовского» - Онлайн отслеживание местоположения автобусов в г. Нюрба;
  6. МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова» МР «Томпонский район» - Научно-исследовательская экспедиция «Юные натуралисты Томпо»;
  7. МБОУ «Петропавловская школа» - Совместная комплексная
    эколого-этнографическая экспедиция «Усть-Мая (РС(Я)– Аян (Хабаровский край)»;
  8. Октемский НОЦ Хангаласский улус – CanSat;
  9. МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» МР «Олекминский район» РС(Я) - Научная полевая экологическая школа «Джикимда».

Грантообладатели представили презентацию результатов исследований своих учащихся, выразили рекомендации для учителей по организации исследовательской и проектной деятельности школьников. Были обсуждены проблемы формирования метапредметных и личностных результатов учащихся, пути и средства воспитания патриотов Якутии. Отметили сложности в организации экспедиционной работы школьников, с точки зрения требований безопасности детей.

Большой интерес получил социально-значимый проект Нюрбинского технического лицея им А.Н.Чусовского. Ребята разработали мобильное приложение под платформой Android для отслеживания графика движения автобусов в г.Нюрбе. На данный момент написано серверное приложение обрабатывающее поток координат, веб-приложение отображающее одновременно на карте несколько динамических объектов, заключено соглашение с МУП АТП о сотрудничестве и проводятся эксперименты, вносятся небольшие доработки.

Были представлены ряд проектов, которые осуществлены при  поддержке партнеров. Так, например проект «Научная полевая экологическая школа «Джикимда»» совместно с Государственным природным заповедником «Олекминский». Ребята во время экспедиции изучили состояние почвенных комплексов, гидрохимию водотоков и водоемов, расположенных в окрестностях научного стационара «Джикимда». Провели геоботанические, ценопопуляционные и фенологические исследования. Были сделаны таксационные описания характерных типов леса.

Ряд общеобразовательных учреждений были поддержаны Малой академией как представившие проекты, имеющие системный характер по организации научно-исследовательской работы в форме экспедиций. Такие как Центр детско-юношеского туризма и экскурсий Верхоянского района,  МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова» и МБОУ «Бердигестяхская СОШ им. Семена Данилова». Исследования учащихся в ходе экспедиций имеют уже многолетний опыт.

Все грантообладатели выразили благодарность Малой академии за предоставленную возможность реализовать научные идеи учащихся по исследованию различных проблем  своих улусов.

Михаил Михайлович Черосов дал рекомендации по критериям оценки грантов МАН РС(Я): актуальность и новизна рассматриваемой темы; качество оформления работы (графики, таблицы, диаграммы); умение работать с литературой по теме (подбор, обобщение, анализ); полнота раскрытия заявленной темы (владение необходимым методическим инструментарием); использование фактического материала.

Александра Васильевна Яковлева обсудила с участниками круглого стола совместную работу региональных отделений МАН РС(Я) с Малой академией наук РС(Я). Напомним, что в 2015 году были созданы региональные отделения МАН РС(Я). На данный момент Малая академия наук РС(Я) имеет 36 региональных отделений во всех районах (улусах) республики. Целью деятельности РО является выявление интеллектуального и научного потенциала одаренных детей района (улуса), оказание учащимся всемерной поддержки в личностном и интеллектуально-творческом развитии. Преимущества сотрудничества РО МАН РС(Я) и МАН РС(Я): поощрение детей (привлечение к образовательным программам и проектам МАН РС(А), возможность выделения путевок в ДЦ, в том числе и Океан, Орленок, Артек); повышение статуса мероприятий РО МАН (привлечение экспертов, включение в региональную систему конференций и др.); популяризация совместной деятельности (обеспечение информационного поля); активное участие в мероприятиях РО МАН (дни науки, фестиваль науки, комплексные экспедиции и др.); публикации в журнале «Вестник Малой академии наук РС(Я)». Обсуждены направления совместной работы: научно-управленческое, организационно-педагогическое и программно-методическое.

Предложена и обсуждена модель научного общества учащихся (на уровне муниципалитета). Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Не научить, а заразить!

В круглом столе приняли участие 73 участника из разных муниципалитетов. Участники круглого стола отметили необходимость и значимость поставленных проблем, выразили свои идеи по модели эффективной системы организации проектной и исследовательской деятельности на уровне муниципалитетов и внесли предложения по совместной работе с Малой академией наук РС (Я).

Материалы конференции 



Поделиться в соц. сетях этой новостью