Состоялся педагогический марафон «Дошкольное образование в Хангаласском улусе: от стратегии – к практике»

28.05.2021

Категории:   Новости     Дошкольное и начальное образование  


С 18 по 20 мая т.г. в онлайн-формате прошёл трехдневный Педагогический марафон «Дошкольное образование в Хангаласском улусе: от стратегии – к практике». Цель мероприятия - формирование единого педагогического пространства, в котором осваиваются лучшие практики, выявляются адреса ценного педагогического опыта, развивается профессиональное мастерство педагогов, устанавливаются деловые контакты, расширяется социальное партнерство, создается комфортная среда для качественного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В марафоне приняли участие более 150 педагогов ДОУ из разных улусов республики.


Открыла это значимое педагогическое событие начальник районного Управления образования Елизавета Мартынова. Марафон начался с гимна Международной школы творчества FIDJIP-EUROTALENT (JIPTO) и обращения к участникам семинара основателя игры ДИП «Сонор», д.ф.-м.н., президента Международной федерации ФИДЖИП и Международной академии КОНКОРД, вице-президента Европейской ассоциации «ЕВРОТАЛАНТ» Григория Томского.

В первый день марафона прошел семинар «ДИП «Сонор»  в педагогике: опыт использования и перспективы развития». Почему именно ДИП «Сонор»? Во-первых, игра способствует формированию и развитию математического мышления, творческих способностей детей дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что искусственный интеллект становится приоритетной технологией 21 века. Как отметил президент РФ В.В.Путин, «…для того, чтобы быть лидерами в этой сфере (искусственного интеллекта), необходимо быть лидерами в школьном и даже дошкольном образовании…». Будущим специалистам в области искусственного интеллекта потребуется высокий уровень общематематического образования, фундамент которого необходимо заложить на самых ранних этапах развития ребенка. Во-вторых, «Сонор» –  это игра, основанная    на этническом материале, что позволяет создать наиболее комфортные социально-психологические условия для развития ребёнка. В-третьих, игра позволяет вовлечь в процесс развития ребёнка родителей, изменить к лучшему коммуникации внутри семьи.

Спикерами семинара выступили Алексей Голиков, д.п.н., проректор по образовательной деятельности СВФУ им. М.К. Аммосова, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики, президент Федерации Сонор-ЖИПТО РС (Я) и Лена Лугинова-Троева, исполнительный директор Федерации Сонор-ЖИПТО РС (Я).

В этот день все – организаторы, спикеры участники – погрузились в увлекательный мир Сонор.

Лучшие муниципальные и региональные практики реализации ДИП «Сонор» презентовали педагоги образовательных учреждений г. Якутска, Ленского, Намского, Вилюйского, Усть-Алданского и Хангаласского улусов. Ими была представлена широкая палитра возможностей СОНОР: от развития логического мышления и гибких навыков до арт-дизайна ЖИПТО.

Во второй части семинара был проведен показательный онлайн-турнир по ЖИПТО среди воспитанников и воспитателей МБДОУ "Детский сад № 24«Кэскил" (Хангаласский улус) и МБДОУ "Детский сад № 79 "Лучик" (г. Якутск).

В итоге работы первого дня марафона участники единодушно сошлись во мнении: необходимо повсеместно активизировать работу по внедрению ДИП «Сонор» в дошкольном образовании! (Материалы семинара «ДИП «Сонор» в педагогике: опыт использования и перспективы развития" размещены на You Tube канале Хангаласского РУО).

Второй день марафона прошел под девизом «Успех каждого ребёнка». Спикерами семинара выступили Ольга Степанова, к.п.н., руководитель дошкольного и начального образования ГАУ ДО РС (Я) "Малая академия наук РС (Я)" и Варвара Шевелева, заместитель директора по дошкольному образованию МБНОУ «Октемский НОЦ», руководитель республиканского опорного центра проекта «Одаренный ребенок».  Ольга Николаевна представила участникам семинара концепцию экосистемы развития детской одаренности в республике, озвучила промежуточные итоги реализации республиканского проекта «Одаренный ребенок», а также обратила внимание слушателей на основную идею журнала сопровождения детской одаренности – фокусирование внимания на каждого ребенка и фиксирование проявленных им особых способностей, задатков, что позволит определить дальнейший индивидуальный вектор его развития.

Варвара Николаевна поделилась с коллегами опытом создания и реализации модели открытой образовательной среды "5+5+5" детского сада «Мичээр»: 5 китов образования (музыка, рисование, языки, шахматы, здоровый образ жизни), 5 инновационных проектов ("Одаренный ребенок", "Шахматы детям", "Музыка для всех", "Рисуем все", "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"), а также 5 механизмов работы (сад – среда детства, архитектор сада (педагог), сад талантов (ребенок), здоровый сад (здоровье) и открытый сад (родитель).

Продолжили марафон детские сады - участники Проекта "Одаренный ребёнок".   Валентина Фролова, заведующая МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Брусничка", представила видеосюжет, раскрывающий содержание STEAM – образования. В детском саду работает STEAM парк, в котором созданы благоприятные условия для исследований, проведения опытов - дети учатся ставить цели, эффективно взаимодействовать друг с другом. В своем выступлении Валентина Витальевна отметила: «Мы считаем, что применение развивающей технологии STEAM – образование будет иметь большое  значение в реализации проекта «Одаренный ребенок».  В 2014 году Президент России в Послании Федеральному Собранию впервые указал на необходимость вывести инженерное образование в стране на мировой уровень. Современный детский сад старается решать эти задачи, создавая необходимые условия для развития у своих воспитанников креативного мышления, интереса к техническому творчеству и исследовательской деятельности, ведь сегодняшние «подготовишки» – это кадровый потенциал России».

Мария Соколова, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 12 "Кэрэчээн" продолжила тему использования STEAM-технологии в образовательном процессе дошкольников, поделившись опытом создания STEАM театра. Она показала фрагменты мини-спектаклей и провела мастер-класс "Создание мини спектакля" "Откуда на небе тучи, или круговорот воды в природе".  В качестве героев спектакля выступили самые смелые участники онлайн-семинара. «Не нужно организовывать специальный кружок, можно ввести спектакли STEАM театра в совместную деятельность детей и взрослых, придумывать спектакли вместе с детьми, развивая тем самым творческий потенциал, воображение, речь, умение работать в команде. Спектакли можно разыгрывать на любую тему, без специальных объемных декораций и без длительного заучивания текста.   Цель STEАM театра – не показывать какие-то особые артистические способности детей, а дать им базовые научные знания,» – отметила Мария Ефимовна.

Прасковья Соломонова, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Сардаана» презентовала опыт по развитию исследовательских способностей воспитанников посредством экспериментальной деятельности с природой. В детском саду создан центр исследовательской и интеллектуальной деятельности «Эврика», в состав которого входят «Лаборатория чудес», живой уголок, оранжерея, мини-музеи; в естественных условиях территории детского сада действует экологическая тропинка, включающая мини-огород, водоем, метеоплощадку, лабораторию, птичий городок, крестьянский дворик, поляну гномов и др. В лаборатории чудес экспериментальная деятельность воспитанников ведется по методике А.И.Савенкова, эффективность которой наглядно продемонстрировала Прасковья Михайловна, представив коллегам различную тематику экспериментальных работ с живой и неживой природой: «Домик личинки ручейника», «Чудесная красавица природы», «Выращивание розы из букета», «Есть ли жизнь в старой картофелине?» и др., а также рассказав о результатах участия воспитанников в конференциях «Я – исследователь».

            Команда педагогов МБДОУ «Детский сад № 30 «Кэскил» познакомила участников семинара с опытом работы по развитию речи дошкольников. Старший воспитатель Антонина Соломонова сделала акцент на значении технологий,    способствующих достижению задачи развития речи у детей дошкольного возраста: «На сегодняшний день является актуальной целенаправленная системная работа воспитателя по развитию речи воспитанников с помощью инновационных и развивающих технологий». В практической части выступления Сардана Соломонова провела мастер-класс «Использование технологии синквейн для развития устной речи», на котором воспитанники составили синквейн, затем  выполнили графический рисунок, с помощью которого сочинили связный текст. Воспитатель Сардана Иннокентьева представила видео фрагменты применения кинезиологических техник во время кружковой работы.   

            Айталина Николаева, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Чуораанчык» представила видеоролик о развитии детской одаренности с помощью развивающей предметно-пространственной среды, которая стимулирует разнообразную деятельность ребенка, обладает потенциальной многовариативностью со множеством трансформационных возможностей.  «При создании в ДОУ благоприятных условий ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей. Поэтому взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность, не навязывая ребенку готовых схем,» – подчеркнула Айталина Алексеевна.

            Наталья Дьяконова, заведующая МБДОУ «Детский сад № 2 «Сказка», выступила с темой «Инновационная деятельность педагогов как средство развития одаренности в детском саду». Коллектив педагогов осуществляет свою деятельность по трем моделям «Социальное партнерство», «Взаимосвязь с другими кружками» и «Детско-взрослое общение». Так, модель «Взаимосвязь с другими кружками» включает систематизацию кружковой деятельности с учетом запроса мнений и интересов всех участников проекта, повышение профессиональной компетентности педагогов, стремление реализовать свой потенциал через апробацию новых вариантов образования дошкольников; выявление и сопровождение одаренных и талантливых детей в определенной деятельности, формирование положительного имиджа ДОУ и его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

            Пелагея Дормидонтова, педагог психолог МБОУ «Октемская СОШ им. П.И. Шадрина» (Детский сад № 32 «Туллукчаан») поделилась с коллегами опытом вовлечения родителей в образование детей через  проектную деятельность.  Выступление было подкреплено видео фрагментами, которые наглядно продемонстрировали реализацию детско-родительских проектов по четырем направлениям: «Слово и творчество», «Интеллектуальное развитие»,  «Искусство и творчество», «Культура здоровья».

            Семинар  стал убедительной демонстрацией практической работы по реализации     Проекта «Одаренный ребёнок» в ДОУ Хангаласского улуса. Участники отметили, что Проект «Одаренный ребенок» является своеобразным мостиком, соединяющим дошкольный и начальный уровень образования,  а значит, может стать эффективным средством обеспечения  преемственности как  единой логики развертывания  образования.

            Тема третьего дня марафона была обозначена как «Образовательные стандарты: проблемы реализации». Спикерами мероприятия выступили Любовь Басагысова, старший воспитатель МБДОУ «Ромашка», Саргылана Варламова, заместитель руководителя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Сардаана», Елена Соколова, заместитель руководителя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Аленушка». Любовь Егоровна акцентировала внимание коллег на использовании результатов педагогической диагностики для решения важной задачи дошкольного образования – проектирования индивидуальной траектории развития ребенка и своевременной педагогической коррекции. Саргылана Терентьевна представила проект новой модели календарного планирования тем в младших и средних группах по выбору педагога, в старших и подготовительных группах –  по выбору детей. Выступление Елены Степановны было посвящено построению занятия в соответствии с требованиями ФГОС. «Основным видом образовательной деятельности были и остаются занятия, как бы мы их ни называли: непосредственная образовательная деятельность, образовательное событие или что-то другое. Мы (прим.автора – рабочая группа по проблемным вопросам ФГОС ДО) пришли к выводу, что прямого запрета на использование термина «занятие» ни в одном нормативном документе нет. Да, в ФГОС ДО не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции свободного воспитания: процесс обучения остается», – резюмировала Елена Степановна. Участникам семинара было предложено проанализировать два занятия, одно из которых было разработано с учетом рекомендаций экспертов, по четырем позициям: 1) наличие мотивации детской цели, 2) планирование детской деятельности, реализация замысла, возможность детского выбора, наличие естественной ситуации общения, партнерская позиция педагога, 3) самостоятельность детских действий, 4) рефлексивный итог. Участники марафона отметили практическую значимость данного подхода к построению занятий. На этапе завершения работы семинара педагоги получили методические рекомендации по организации и проведению занятий.

            Итак, педагогический марафон завершен. Три дня напряженной работы прошли в атмосфере успешного взаимодействия и вовлечения педагогов в творческий инновационный поиск. Участники марафона показали настоящий калейдоскоп интерактива. 

            Надеемся, проведение такой формы общения и обмена лучшими практиками дошкольного образования станет доброй традицией и впереди – еще более интересные и результативные встречи, уже в традиционном очном, хотелось бы, формате. Марафон продемонстрировал, что в дошкольном образовании  происходит профессиональное общение близких по духу людей, торжествуют свежие инновационные мысли, пересматривается самооценка, расставляются приоритеты собственной деятельности, определяются новые источники вдохновения и векторы развития.  

            Сегодня дошкольные учреждения призваны стать первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности каждого ребенка. Если в последнее десятилетие политика муниципалитета в отношении дошкольного образования была направлена на раннее развитие детей через проектную деятельность, то сегодня, на наш взгляд, важной задачей становится погружение дошкольного образования в глобальный контекст развития образования в Российской Федерации. Это продиктовано задачей обеспечения  конкурентоспособности российского образования и вхождения Республики Саха (Якутия) в число 15 лучших регионов страны по качеству образования.

 

 Н. Макеева, заместитель начальника Хангаласского РУО



Поделиться в соц. сетях этой новостью