КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

6.11.2020

Категории:   Новости     Дошкольное и начальное образование  


В период с 5 по 10 октября 2020 года для педагогов ДОО и начальной школы, работающих в области развития таланта в своих регионах, на базе Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи) были организованы курсы повышения квалификации по программе «Конструирование индивидуальных траекторий развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: от педагогической идеи к образовательной практике».


Проводили занятия и делились своим опытом с коллегами ведущие педагоги лучших вузов страны: Е.Л. Богданова, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, старший научный сотрудник центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета, кандидат педагогических наук, О.Е. Богданова, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, директор центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета, кандидат педагогических наук, С.Ю. Киселев, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Ю.В. Ковас, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab), PhD, профессор генетики и психологии Университета Голдсмитс (Лондон, Великобритания), директор международного центра исследований развития человека, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики, профессор Томского государственного университета, научный руководитель направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус", М.В. Лиханов, старший научный сотрудник направления "Прикладная когнитивная психология и нейронаука", научный центр когнитивных исследований, НТУ "Сириус".

Заявки для участия в конкурсном отборе на программу принимались до 6 сентября 2020 года. В рейтинговый список кандидатов, которые прошли конкурсный отбор на участие в программе вошли пять педагогов пилотных образовательных организаций республиканского проекта «Одаренный ребенок» из различных уголков Якутии.

Целью программы являлось создание условий, способствующих формированию представлений слушателей о современных подходах к решению актуальных задач развития практики дошкольного и начального образования, а также развитию компетенций, позволяющих конструировать индивидуальные траектории развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности образовательных ступеней. 

Программа повышения квалификации имела практико-ориентированную направленность; в процессе ее реализации создавались условия для конструктивного осмысления слушателями своего профессионального опыта и поиска эффективных подходов к решению профессиональных задач. В реализации программы преобладали интерактивные технологии: рефлексивный семинар, технология рефлексивного знания, дискуссия, конструирование и представление ментальных карт, ретроспективный анализ профессионального опыта.

В первый день программы курсов ПК для реализации проектных решений и последующего масштабирования успешного опыта и практик, слушатели курсов ПК были объединены в проектные команды, представляющие кластеры дошкольного и начального образования России. В расписании каждой сессии было предоставлено время для командной работы с консультационным сопровождением преподавателей.

Программа включала 6 сессий:

Сессия 1. «Обучение и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: проблемное поле индивидуализации обучения и обеспечения преемственности образовательных ступеней».

Сессия 2. «Индивидуальная образовательная траектория: педагогический миф или образовательная реальность?»

Сессия 3. «Возможности и ограничения цифровых технологий в дошкольном и начальном образовании».

Сессия 4. «Готовность к школе: операционализация понятия в контексте решения задач индивидуализации образования и преемственности дошкольного и начального образования».

Сессия 5. «Педагогические практики решения задач конструирования индивидуальных траекторий развития и преемственности дошкольного и начального образования: кейсы и мастер-классы слушателей».

Сессия 6. «Представление проектных решений актуальных задач, связанных с индивидуализацией обучения и обеспечением преемственности дошкольного и начального образования».

В результате освоения программы слушатели определили ценностно-смысловые позиции в отношении содержания актуальных задач образовательной практики, связанных с созданием условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, получили представление о природе индивидуальных различий и роли этих различий в успешности обучения и достижениях детей с учетом результатов междисциплинарных лонгитюдных исследований в области детского развития, узнали о факторах риска формирования негативных траекторий детского развития и комплексном подходе к оценке развития детей, включающем нейропсихологическую и следящую диагностику, получили представление о факторах риска цифровой среды для развития детей с позиции нейропсихологического подхода, а также в контексте современных исследований проблемы цифрового детства.

Также слушатели ознакомились с современными подходами к определению конструкта «готовность к школе», международным опытом обеспечения преемственности перехода от дошкольного к начальному образованию, получили конструктивную обратную связь в отношении представленного опыта решения профессиональных задач (по материалам конкурсных заданий) от участвующих в программе слушателей и преподавателей программы, удерживающих различные экспертные позиции.

В конце программы слушатели приняли участие в разработке и представлении командных проектов. Форма итоговой аттестации слушателей - представление командных проектных решений. 

Программа собрала 70 педагогов ДОО и начальной школы со всей России и создала все условия для конструктивного диалога по актуальным вопросам развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.



Поделиться в соц. сетях этой новостью