Прогноз будущего Верхоянского района от юных исследователей и общественников

29.07.2019

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Инникигэ Хардыы     Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей  


Одним из главных задач летней научной школы «Юные исследователи Верхоянья», проводимого в рамках Года консолидации в РС (Я) при поддержке Малой академии наук РС (Я), СВФУ, МО «Верхоянский район» (руководитель проекта – Малышева Нинель Васильевна, председатель Совета молодых ученых СВФУ, кандидат филологических наук) является формирование у участников проектно-ориентированного мышления путем организации детского хакатона в контексте форсайт-сессии. Форсайт-сессия как механизм проектного управления и управления развитием субъектов и отдельных предприятий практикуется в мире с начала 2000-х годов и доказала свою эффективность в прогнозе будущего и формировании активных инициатив у населения, в том числе молодежи. Как инструмент развития государства использовалась в Японии, США, ОАЭ, в странах Европы, в Китае в предшествии резкого технологического развития. По мнению мировых аналитиков, на сегодняшний день данный способ является одним из немногих необходимых средств для социально экономического развития страны.


Хакатон в контексте прогноза будущего является неотъемлемым компонентом, и идеально подходит для любых категорий людей разного возраста. Когда как раньше хакатон был посвящен преимущественно информационным технологиям, в современное время ориентирован под любые задачи и любые отрасли.

Под руководством Троева Ивана Петровича, зав. лабораторией клеточных технологий СВФУ в рамках образовательной программы летней научной школы «Юные исследователи Верхоянья» проводится многодневная проектная сессия по прогнозу будущего с организацией хакатона для участников. В построении команд и формировании проблемных направлений использовалась методология проведения технологического хакатона, разработанная специалистами СВФУ им. М.К. Аммосова с учетом специфики и менталитета населения Якутии.

В результате нескольких сессий и игр метод показывает свою проблемноориентированность и эффективность предлагаемых решений. Участниками школы уже подготовлены 7 уникальных технологических предложений, которые по оценкам экспертов и организаторов вполне реализуемы, несмотря на небольшую фантастичность идей. Командами детей предлагаются инициативы вокруг проблем с продовольствием, недостатками инфраструктур, в том числе логистики, и проблем освоения природных ресурсов. Нехватку свежих фруктов и куриных яиц дети предлагают компенсировать созданием круглогодичного собственного хозяйства по выращиванию винограда и собственной птицефабрики. Участники оценивают потенциал природных ресурсов и готовы реализовать проект по изготовлению косметической глины и лекарственных активных добавок из растительного сырья. Будучи серьезно озадаченными проблемой централизованного отопления жилых домов в деревнях, участники предлагают новую более экономную кластерную модель подключения частных домов к небольшой сети. Ребята также предлагают решить проблему освещения продолжительных дорог Верхоянья сооружением автономных светильников, не требующих подведения электросети. Одна команда настроена на организацию переработки бумажного мусора и производство бумажных изделий. Как и полагается для любого хакатона, один проект можно охарактеризовать как фантазийный, но, тем не менее, привлекательный с точки зрения идеи – это новый сканер для выявления степени пригодности продуктов питания. Следует помнить, что главной целью детского хакатона является раскрытие творческого потенциала у учащихся, но в результате данного хакатона проекты формируются в большей степени приближенные к реальности.

25 июля при участии общественности, молодежи, политиков, бизнес-сообщества, специалистов и отдельных участников ЛНШ в с. Батагай была организована отдельная форсайт-сессия с хакатоном. В проведении сессии использовалась та же методология, но в более сжатой форме. Однако представленные в результате идеи на взгляд организаторов действительно заслуживают внимания. Участники намерены решить проблему с пластиковым мусором с производством строительных композитных материалов на основе данного вида утилизируемого сырья. Также участники серьезно озадачены проблемой продовольствия и предлагают организовать сельскохозяйственные кооперативы и иные объединения. Бурное обсуждение вызвало предложение участников о строительстве новой вышки для обеспечения интернет и сотовой связью. Проблему безработицы предложено частично решить путем организации собственной подготовки кадров для местной промышленности на базе местного лицея. Наиболее дорогостоящим в реализации проект оказалось предложение о развитии и расширении малой авиации. Участники Батагайской сессии отмечают данный новый подход в проведении форсайтов более приближенным к реальным и актуальным проблемам.

В целом, проектная сессия в рамках образовательных программ является отличным способом развития творческого и инициативного потенциала людей и в формировании правильного отношения людей к своей роли и ответственности в развитии страны.

Преподаватели Летней научной школы выражают огромную благодарность за содействие в организации и проведении стратегической сессии «Прогноз будущего и развитие Верхоянского района» Елистеевой Татьяне Ревовне, начальнику Управления социальной политики и Климовской Наталье Афанасьевне, начальнику Управления образования Верхоянского района!

Пресс-центр

Летней научной школы

«Юные исследователи Верхоянья»,

26 июля 2019 г.



Поделиться в соц. сетях этой новостью