30.05.2019
Категории: Новости Научно-исследовательская работа школьников Всероссийская олимпиада школьников Международные программы Инникигэ Хардыы Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей Образовательные программы и традиционные мероприятия
29 мая для юных талантов в области науки, искусства, спорта и выпускников Малой академии наук РС (Я) в преддверии Дня защиты детей проведена стратегическая сессия на тему «Создание модели работы Регионального центра сопровождения и поддержки одаренных детей в Республике Саха (Якутия)». Напомним, что по подписанному 29 декабря 2017 года соглашению с федеральным образовательным фондом «Талант и успех» о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на базе Малой академии наук создан Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей. В данный момент идет работа по составлению модели функционирования Регионального центра.
Организаторами стратегической сессии выступили Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» и Малая академия наук РС (Я). Сессия прошла в стенах площадки для коллективной работы «Точка кипения» в зале с символичным для проводимого мероприятия названием «Куйаар»/«Космическое пространство». Главными участниками события и генераторами идей для новых форм взаимодействия Регионального центра с одаренными детьми стали 30 учащихся 8-11 классов школ города Якутска №2, 5, 7, 12, 17, 33, 38, Айыы кыhата, Городской классической гимназии, Саха политехнического лицея, Мархинской СОШ и гимназии города Алдан, воспитанники Высшей школы музыки, Якутской балетной школы, юные спортсмены с выдающимися результатами по шашкам, легкой атлетике и национальным видам спорта Республиканских спортивных комплексов «Дохсун» и «Модун», а также выпускники Малой академии наук, являющиеся студентами Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
Экспертами стратегической сессии выступили:
- Владимир Анатольевич Егоров, министр образования и науки РС (Я);
- Дарья Ивановна Дмитриева, директор Якутской балетной школы;
- Раиса Ильинична Васильева, проректор Высшей школы музыки;
- Антонина Анатольевна Кычкина, директор МОБУ СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина;
- Роман Олегович Гоголев, директор Международного центра «Future Skills: NEFU»;
- Ольга Евгеньевна Федорова, ведущий инженер IT кластера Международного центра «Future Skills: NEFU»;
- Алексей Виссарионович Григорьев, ведущий инженер Инжинирингового кластера Международного центра «Future Skills: NEFU»;
- Геннадий Иванович Охлопков, председатель Единого детского движения «Дьулуур / Стремление»;
- Валентина Дамдиновна Николаева, педагог дополнительного образования РРЦ «Юные якутяне»;
- Виктория Владимировна Крылова, педагог-организатор РРЦ «Юные якутяне».
Модераторы и разработчики стратегической сессии по развитию Регионального центра:
- Васильева Варвара Альбертовна, директор РРЦ «Юные якутяне»;
- Филиппова Варвара Васильевна, начальник научно-методического отдела МАН РС (Я).
- Черосов Михаил Михайлович, член наблюдательного совета МАН РС (Я);
Работа учащихся была организована в двух частях в 7 творческих группах под 7 литерами греческого алфавита, каждая из которых представляла направление деятельности Регионального центра по науке, культуре и спорту: «α» (альфа, «Образование»), «β» (бета, «Наука»), «γ» (гамма, «Спорт»), «δ» (дельта, «Музыка, вокал, хореография»), «ε» (эпсилон, «Живопись»), «ζ» (зета, «Литературное творчество, кино, театр»»), «η» (эта, «Гражданско-патриотическое воспитание»). Участникам в ходе сессии необходимо было определить:
1) модель регионального центра РС (Я) по выбранному направлению согласно структурирующим вопросам: Где? (место); Кто? (какой контингент); Когда? (сроки); Для чего? (цель); Как? (механизм).
2) проблемы и возможные пути решения взаимодействия стейкхолдеров и процессов работы с одаренными детьми в Региональном центре по следующим 7 схемам в рамках выбранного направления: ребенок – родитель, ребенок – учитель / педагог дополнительного образования, ребенок – ребенок, ребенок – школа, ребенок – самостоятельная работа, ребенок – самоопределение, ребенок – межрайонный уровень развития ребенка (поездки).
По итогам командной и консультационной работы участников, экспертов и модераторов творческие группы представили свои проекты. Наметим основные тезисы наработок учащихся:
Команда «α» (альфа) работу РЦ по направлению «Образование» (олимпиады) представляет в ассоциированных школах СВФУ им. М.К. Аммосова. Контингент – 5-11 класс. Срок работы – с сентября по май. Цель – эффективная подготовка к предметным олимпиадам. Механизм реализации программ подготовки – дистанционное образование в форме проведения вебинаров тренеров и наставников. Для того, чтобы выбрать заинтересованных и способных детей, необходимо вести обязательные занятия в школах-участниках направления.
Для организации модели работы РЦ нужно большое внимание уделить процессу «Ребенок – самостоятельная работа школьника», в котором обозначена проблема отсутствия желания учиться, немотивированность, отсутствие или нераскрытие возможностей (потенциала). Для решения проблем ребята предлагают систему поощрения (рейтинг), курсы с участием успешных личностей в предметной области (ученые). Обучившись по программе и накопив соответствующие баллы, выпускник РЦ по направлению «Образование (олимпиады)» будет иметь льготы при поступлении в вузы.
В рамках направления «Наука» команда «β» (бета) видит проблему, заключающуюся в самоопределении ребенка, когда сторонние лица в большинстве случаев диктуют свои интересы ребенку, стараются увлечь тем, чем он не желает заниматься. Вследствие чего ребенок теряется в выборе сферы. Группа считает, что решить данную проблему эффективнее с помощью научно-популярных стажировок для детей с 5 класса, где ребенку можно будет определиться с выбором научных интересов в ходе занятий по различным учебным дисциплинам. Ребенок должен научиться проводить опыты, эксперименты, практиковаться не только на конференциях, но и как стажер в одной из компаний-партнеров.
Группа «γ» (гамма) работала с направлением «Спорт». Место работы РЦ – спортивные комплексы РС (Я). Контингент учащихся – все дети, так как природные задатки и способности важно заметить в раннем возрасте и развивать индивидуально. Вводный курс должен охватывать всех участников РЦ для поддержания физической формы и далее – для развития индивидуальных способностей. Сопровождение одаренных детей непрерывное, тренер нацелен всегда на результат – муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный и международный. Механизм реализации команда представляет через организацию массового детского спорта, поэтому на основной базе РЦ нужен соответствующий специализированный под каждый вид спорта спортивно-оздоровительный комплекс или площадки.
Схема «Ребенок – межрайонный уровень развития (поездки)» в рамках спортивного направления имеет проблему финансирования проезда и сложную транспортную логистику в Якутии. В связи с чем выделяется альтернативный путь работы – дистанционное обучение, улучшение конкурсной системы (олимпиады, соревнования), программа лояльности при поступлении в вуз. В рамках работы РЦ ребята предлагают проводить международные спортивные игры, а также соревнования между учащимися других региональных центров одаренных детей страны. Так сотрудники и воспитанники РЦ будут обмениваться опытом и вести круглогодичное сотрудничество в области спорта с регионами.
Команда «δ» (дельта), поработав над направлением «Музыка, пение, хореография», представляет работу Регионального центра в городе Якутск в Арктическом государственном институте культуры и искусства (АГИКИ). Отметим, что существующий на базе МАН Региональный центр имеет соглашение о сотрудничестве с данным институтом. По мнению ребят, работа центра ведется с группами учащихся 5-11 классов в течение одного года посменно: во время осенних, зимних и весенних каникул смены длятся по 2 недели, а летом – 21 день. Смены развивают творческий потенциал детей, пропагандируют здоровый образ жизни посредством приглашения известных творческих личностей региона и страны для консультаций и открытых встреч. Итогом смены предложены отчетные благотворительные концерты.
В данном направлении команда должна была раскрыть схему взаимодействия «Ребенок – ребенок». Проблемой обозначены различие сфер интересов, социального положения семей, культура воспитания и личностные качества учащихся. Работа центра ориентирована на командообразование, создание гармоничных отношений в детском коллективе. В качестве решения проблемы команда предлагает, в первую очередь, слаженную работу квалифицированных педагогов, которые смогут создать дружескую атмосферу в коллективе творческих учащихся. Основной формой работы центра дети видят клубную деятельность.
Модель работы направления «Живопись» представила команда «ε» (эпсилон). Центр будет работать в школьных студиях творчества. Уровни обучения учащихся: начинающий (до 14 лет), средний (с 14 лет), профессиональный (с 16 лет). Программу занятий команда видит в работе экспедиций, пленэров вне города летом, зимой – выездные занятия в количестве 3 – 7 раз. Цель – научить рисовать, механизм реализации: очные/дистанционные мастер-классы с профессиональными художниками; конкурсная система отбора на программу, ведение основ бизнес-проектирования по направлению, практика на реальном оформлении мероприятий для компаний-партнеров РЦ. Система поощрения наиболее активных детей – разовая стипендия по итогам обязательного экзамена каждые полгода.
Схема взаимодействия стейкхолдеров процесса – «Ребенок – учитель, педагог». Проблемой является непонимание педагогами одаренности воспитанников. Участники предполагают, что необычное творческие самовыражение воспитанников может стать проблемой в общении с преподавателем. Для решения проблемы предложено введение рейтинга учителей и учащихся с мотивированием по антикризисным программам.
Команда «ζ» (зета) представила модель работы РЦ по направлению «Литературное творчество, театр, кино» на базе школы. Учащиеся 8-11 классов отбираются на смену по личному портфолио достижений и творческих работ. С октября по март ведется активная дистанционная и очная полугодовая работа. Цель – популяризация театрального искусства для воспитания духовно-культурных ценностей. Механизм работы: создание детского киноконцерна, организация сотрудничества с театрами, участие в создании продукта (спектакль, кино) учениками РЦ всех направлений.
Проблемы схемы «Ребенок – родитель» в рамках литературного творчества: непонимание перспектив в сфере искусства. Через сотрудничество с университетами и колледжами можно создать сообщество родителей и детей для взаимной интеграции, появления заинтересованности родителей. Нужна поддержка государства и социальные пакеты для профессий, связанных с искусством. Активная пропаганда перспектив будет вестись через творческие проекты в региональном центре одаренности.
Для развития направления «Гражданско-патриотическое воспитание», которое входит в сферу культуры и искусства, необходимо построить на окраине города «Городок» для детей 10-18 лет, где они будут заниматься 3 года. Команда «η» (эта) составила по направлению проект о создании среды для воспитания нового поколения, которое будет активно взаимодействовать с общественностью на мероприятиях, привлекающих к гражданской ответственности. Возможно и создание экспериментальных классов в школах и учреждениях ДО для ведения развивающих программ для детей младшего возраста.
Схема «Ребенок – школа», которую выбрали участники команды, обнаружила проблемы, связанные с большими нагрузками в школе, отсутствием индивидуального расписания, недостатком практических занятий для подготовки к будущей жизни (в плане взаимодействия с обществом и воспитанием истинного патриотизма и формирования гражданской позиции), отсутствием условий для развития детей по определенным сферам. Для гражданско-патриотического воспитания, по мнению ребят, в РЦ должен быть коворкинг центр, система занятий должна быть построена в форме мастер-классов и практических занятий, нацеленных на изучение жизненно важных тем, у каждого воспитанника должно быть индивидуальное расписание, при этом ребенок может сам вести занятия по желанию для заинтересованной аудитории. Как оказалось, присутствующие участники – ученики МОБУ СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина – в стенах школы ведут занятия по шашкам и современным танцам, что, безусловно, может быть примером организации кружков и клубной деятельности в образовательных учреждениях.
Работу учащихся прокомментировал эксперт стратегической сессии Роман Олегович Гоголев:
- Формат работы интересен для детей. Идеи, представленные на защите, имеют смысл для дальнейшей работы. Рейтинг в связке со стипендией, система кураторов без вмешательства в образовательный процесс и кружки по интересам по японской модели – достаточный материал для введения в работу Регионального центра талантов. Для юных академиков в курс обучения предложил бы включить философию и этику, необходимые для раскрытия потенциала одаренных через обращение к истории, в особенности – к греческой. Система наставничества по классической академической модели, думаю, сработает, так как это как раз система дополнительного образования, в которую входили спорт, искусство, классические кружки, бальные танцы, фехтование, стрельба из лука, интеллектуальные игры, изучение математики, естественных и гуманитарных наук. Считаю, что Малая академия наук как Региональный центр сопровождения и поддержки одаренных детей должна ставить во главу угла именно классические академические модели работы.
В подтверждение слов эксперта о классической форме работы приведем данные онлайн-опросника, созданном организаторами перед стратегической сессией. Количество респондентов – 166 человек со всей республики (учащиеся, учителя, педагоги, администрация школ, специалисты управлений образования, родители, члены сообществ Региональных отделений МАН РС (Я) и участники данной сессии). Опрос состоял из 5 вопросов:
- Согласны ли Вы с определением одаренности детей? («Одаренность – наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Различают общую одаренность – некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности – и ее специальные виды, к примеру, выдающаяся память, музыкальный слух. Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью»).
- Какая у вас область интересов?
- Считаете ли Вы, что нынешняя система конкурсов определяет одаренность?
- Как, по вашему мнению, нужно заниматься с одаренными?
- Ваши предложения по взаимодействию с одаренными детьми.
С определением одаренности согласны 90,4% ответивших, областью интересов респондентов является наука (44,6%), искусство (28,3%), спорт (14,5%) и гражданская активность (12,7%), из которых 66,3% считает, что имеющаяся система конкурсов определяет одаренность (33,7% выразили несогласие). Из предложенных ответов на четвертый вопрос 36,1% выбрали учебно-тренировочные сборы, 32,5% - кружковую деятельность, 15,1% - конкурсы и конкурсную систему, 12% - Skype сопровождение наставника и 4,3% - систему дистанционных заданий.
Как видно из ответов, одаренность в детях проявляется в традиционных методах работы с учащимися, а эффективное сопровождение детей осуществляется посредством очных учебно-тренировочных сборов классно-урочной системы. В неубедительных позициях находятся инновационные форматы взаимодействия (Skype и дистанционные задания) ввиду того, что в регионе не во всех муниципалитетах налажена интернет-связь, хотя многие форматы работы вызывают интерес и облегчают обратную связь с обучающимися. Конкурсная система в школах республики является одним из главных факторов, определяющих успешность, а также одаренность обучающихся, но, как известно, следует ориентироваться на конкурсы из перечня Министерства просвещения РФ и общеизвестные системы (научные конкурсы Intel ISEF, неконкурсные выставки исследовательских проектов MILSET), к примеру, на конкурсе стипендий членов МАН РС (Я) экспертный совет придерживается именно этих данных.
Итоги опроса еще получат дальнейшее изучение и подробный анализ, а в завершение стратегической сессии «Созвездие талантов» министр образования Владимир Анатольевич Егоров поблагодарил учащихся за интересные идеи, которые необходимо дополнительно обдумать, проанализировать и принять во внимание для эффективного функционирования Регионального центра талантов.
От имени организаторов благодарим коллективы учащихся школ, учителей, педагогов, тренеров, родителей и координаторов по линии Малой академии наук РС (Я), Ассоциацию молодых педагогов РС (Я), Ассоциацию творческих молодых учителей г. Якутска «Столица», экспертов за поддержку идеи мероприятия, активное участие и высказанные идеи и участников онлайн-опроса за оперативность и содержательные ответы. Надеемся и верим, что рабочая группа по разработке модели Регионального центра сопровождения и поддержки одаренных детей обязательно учтет данные опроса и проектные разработки учащихся. Многое из предложенного старшеклассниками достойно практической реализации. Желаем всем участникам творческих успехов!
Варвара Филиппова
Поделиться в соц. сетях этой новостью