Всероссийский конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы" в РС (Я): о работе направления "Космические технологии"

23.01.2019

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей  


Участники направления «Космические технологии» под руководством тьюторов-преподавателей космоквантума ДТ «Кванториум РС(Я)» Романова Юрия Николаевича и Иванова Карла Артуровича работали над выполнением кейса «Космический спутник класса CubeSat».


     Как пояснили нам ребята и тьюторы, кубсат (от англ. CubeSat) – это формат малых искусственных спутников Земли для исследования космоса, имеющих объём не более нескольких литров и массу в единицы килограммов. Создание кубсатов стало возможным благодаря развитию микроминиатюризации и нанотехнологий и стало массовым явлением в XXI веке. Кубсаты обычно используют шасси-каркас спецификации CubeSat и покупные стандартные комплектующие –COTS-электронику и прочие узлы. Спецификации CubeSat были разработаны в 1999 году Калифорнийским политехническим и Стэнфордским университетами, чтобы упростить создание сверхмалых спутников. Большую часть спутников CubeSat разработали университеты, но крупные компании, например, Boeing, также спроектировали спутники типа CubeSat. Также формат CubeSat используется для создания школьных и частных радиолюбительских спутников. Кубсаты часто используются для испытаний систем больших спутников и обучения будущих инженерных кадров космической отрасли.

1

   Интересно, что в августе 2017 года российские космонавты с борта Международной космической станции запустили первые кубсаты, разработанные и собранные при участии победителей Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» (Фонд «Талант и успех»).

    В свою очередь, Республика Саха (Якутия) с ее обширными территориями и с суровым климатом остро нуждается в оперативных космических данных и развитой системе космических услуг. Эту проблему, по мнению участников конкурса, могут решить кубсаты.

1

1

     В ходе недельной работы на базе Малой академии наук РС (Я) в с. Чапаево участники на основе стандартного набора электроники «Амперка» разработали модель спутника класса CubeSat формата 1U и напечатали корпус кубсата на 3D-принтере. Теоретически кубсат передает по радио телеметрию о состоянии бортовых систем, а на практике он имеет минимальный набор средств для стабилизации положения в пространстве.

1

2

1

     Как отмечает тьютор Юрий Николаевич, участники в первые дни изучали литературу по теме, узнали принципы функционирования кубсата, особенности работы в условиях космического вакуума, а затем разработали действующий макет спутника, соответствующего условиям и региональным особенностям Республики Саха (Якутия):

   - Команда «Космические технологии» заняла почетное третье место, и во многом успешной работе направления помог специально приглашенный из Москвы гость из компании «Спутникс» – компании-резидента Инновационного центра «Сколково – ведущий инженер Роман Николаевич Жарких, который выступил экспертом направления и провел для ребят лекцию, направил на верный путь решения кейса.

    Выбрав из рассмотренных вариантов несколько определенных вариантов спутника для проекта, ребята сделали обоснование выбранных технологий с экономической и функциональной точки зрения на основе анализа основных показателей кубсата в сравнении с распространенными видами кубсатов, предложили схему для кубсата, исходя из задачи проекта. Важно то, что участники создали макет кубсата с имитирующими системами и предложили варианты летного экземпляра республиканского кубсата для вывода в космос.

   Мне, как учителю информатики, радостно оттого, что в рамках конкурса «Большие вызовы» в Республике Саха (Якутия) проводится работа направления по космическим технологиям! Выражаю большую благодарность организаторам, прежде всего, руководству Малой академии наук Якутии за доверие и за прекрасные условия проведения конкурса.

1

1

    Своими впечатлениями поделились участники проекта:

    Луковцев Леонид, ученик 9 класса Таттинского лицея им. А.Е. Мординова:

    - На мой взгляд, конкурс проведен отлично! За это время узнал и увидел многое. Благодарю тьюторов, Юрия Николаевича и Карла Артуровича, за неоценимый вклад в нас и за то, что верили в нас, желаю им успехов в работе и благополучия! Отдельно хочу поблагодарить лектора из «Спутникс» Романа Николаевича за то, что приехал, рассказал и научил многому. Мне всё понравилось, а особенно –заниматься в Малой академии наук

    Пахомов Александр, ученик 9 класса Амгинского лицея имени академика Л.В. Киренского:
 
   - Я участвую в региональном этапе конкурса уже второй раз, и мне хочется отметить, что с каждым годом организация конкурса становится все лучше. Я научился и познал многое, чего не знал раньше. Благодарю наших тьюторов: Юрия Николаевича, Карла Артуровича и, конечно же, не могу не поблагодарить лектора из компании "СПУТНИКС" Романа Николаевича, который прилетел из Москвы в Якутск, чтобы помочь нам. Мне все понравилось. Надеюсь, что в следующем году снова приеду в МАН и приму участие в этом интересном конкурсе!
 

1

1

    На защите проектов эксперты отметили то, что участникам за короткое время удалось совершить большой объем работы и продемонстрировать глубокие знания по изученной тематике.

1

1

    Участники благодарят Министерство образования и науки РС (Я), Малую академию наук РС (Я), ГАУ "Технопарк "Якутия"", АКБ "Алмазэргиэнбанк", компанию "Спутникс" и ТД "Элеком" за предоставленные призы и высокую оценку работы в рамках конкурса.

1

 

Варвара Филиппова, научно-методический отдел МАН РС (Я)



Поделиться в соц. сетях этой новостью