24.07.2025
Категории: Новости Научно-исследовательская работа школьников Образовательные программы и традиционные мероприятия Наука Научное лето
Якутская межрегиональная исследовательская школа состоялась с 14 по 23 июля 2025 г. Участниками стали 72 участника из 44 образовательных учреждений, представляющих 14 районов Республики Саха (Якутия) и города Якутска.
Партнерами программы выступили:
НО «Целевой фонд будущих поколений»;
ФГАОУ ВО “СВФУ им.М.К.Аммосова”;
ФГБУН “Институт мерзлотоведения им.П.И.Мельникова СО РАН”;
ФГБУН “Институт биологических проблем криолитозоны” ЯНЦ СО РАН;
ООО «Якутские аэрокосмические системы»;
Детское издательство «Кэскил» имени Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа.
В течение десяти дней участники ЯМИШ активно работали над экспресс-проектами в области естественных, технических и гуманитарных наук:
1. «Разработка методики доклинических испытаний противоопухолевых препаратов». Тьютор Троев Иван Петрович, старший научный сотрудник лаборатории медицинских биотехнологий МИ СВФУ. Сотьютор Васильева Елена Дмитриевна, научный сотрудник лаборатории "Дизайн-центр электроники "Север" ФТИ СВФУ, ведущий специалист лаборатории биотехнологий РЦИ Технопарка "Якутия".
В рамках проекта участники разработали комбинированную методику доклинических испытаний новых биофармакологических средств. Освоили методологию культивирования иммортализованных клеток на примере гепатоцеллюлярной карциномы, включая их пересеивание, ферментативную обработку и заморозку. Активность клеток исследовали с применением люминесцентной инвертированной микроскопии, окрашивания клеток специальными флуоресцирующими красителями. Участники также освоили методы ухода за лабораторными животными и правила их надлежащего содержания в рамках экспериментальной работы, создав свою биологическую модель. С применением метода ультразвуковой визуализации охарактеризовали внутренние структуры. Кроме того, они синтезировали углеродные квантовые точки из лимонной кислоты и сахара, обладающие высокой степенью флуоресценции.
2. «Разработка пускового стенда для модельных ракет». Тьютор Илларионов Тимур Андреевич, инженер-конструктор ООО «Якутские аэрокосмические системы», педагог Малой академии наук РС (Я). Сотьютор Мардин Артем Александрович, выпускник Физико-технического лицея имени В.П. Ларионова, инженер-конструктор ООО «Якутские аэрокосмические системы».
Участники освоили основы инженерного проектирования и 3D-моделирования, электроники и пайки, а также погрузились в мир ракетно-космической инженерии. Успешно испытали пусковой стенд, запустив ракеты на высоту 400 метров.
3. «Экомониторинг: исследование водных объектов с использованием спектральных и физико-химических методов». Тьютор Протопопов Федор Федорович, к.б.н., старший научный сотрудник- руководитель лаборатории Радиационные технологии ФТИ СВФУ, сотьютор Федоров Анатолий Вячеславович, студент СВФУ, МИ, группа СТО-24-1-1
В рамках ЯМИШ участники экологической группы провели комплекс исследований, направленных на оценку состояния водных экосистем. Они отбирали пробы воды из различных водоемов, включая реку Лена, определяли биохимические показатели с помощью тест-систем, измеряли флуоресценцию растворенной органики и хлорофилла у фитопланктона, а также проводили биотестирование на зеленой одноклеточной водоросли Scenedesmus quadricauda. Ребята освоили современные методы экспресс-анализа и получили практический опыт работы с аналитическим оборудованием, автоматизированными системами сбора данных и живыми биологическими объектами.
4. «Долина «Эркээни» (среднее течение р. Лены): геологическое строение, рельеф и природные условия формирования отложений». Тьютор Щипанова Есения Адлановна, ведущий инженер Института мерзлотоведения имени П.И. Мельникова СО РАН. Сотьютор Сивцев Дьулустан Егорович, инженер 1 категории лаборатории общей геокриологии Института мерзлотоведения имени П.И. Мельникова СО РАН.
В ходе проекта участники освоили комплекс современных методов изучения природной среды:
- провели раскопки прируслового вала с детальной документацией разреза и отбором образцов;
- изучили геоморфологию долины, идентифицировав старичные озёра, прирусловые валы и термокарстовые формы рельефа;
- выполнили гранулометрический анализ, выявивший изменение размерных характеристик песков по разрезу;
- приобрели практические навыки аэрофотосъёмки с помощью БПЛА и последующей обработки данных в ГИС-программе для создания геоморфологической картосхемы.
Это дало участникам ценный опыт комплексных полевых исследований и камеральной обработки данных.
5. «Разработка и оптимизация газогенератора: создание и моделирование». Тьютор Боякинов Евгений Федорович, старший преподаватель ФТИ СВФУ имени М.К. Аммосова. Сотьютор Ноев Сулустаан Афанасьевич, студент ФТИ СВФУ, группа Б-ФФ-23.
В рамках проекта участники разработали газогенератор, в ходе которой были рассчитаны основные параметры устройства и проведен расчет экономической эффективности газогенераторов на твердом топливе. Участники сравнили себестоимость электроэнергии, получаемой от дизельной станции за один киловатт-час. Проект позволил участникам освоить навыки проектирования и расчета физико-технических параметров, а также оценить экономическую целесообразность и рентабельность использования газогенераторов в условиях Якутии.
6. «Исследование фитохимического состава растений Якутии и разработка на их основе различных биопрепаратов для повышения качества жизни человека на Севере». Тьютор Нохсоров Василий Васильевич, к.б.н, доцент, с.н.с Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН. Сотьютор Кудрин Венедикт Васильевич, студент биологического отделения ИЕН СВФУ.
В ходе исследовательской работы участниками проекта были проанализированы 10 видов лекарственных растений, принадлежащих 9 различным семействам и произраставших на территории Намского и Кангаласского районов. Также ребятами были освоены такие методы исследования, как:
- газовая и тонкослойная хроматография, выявившая широкий спектр жирнокислотного состава растений;
- сканирующая электронная микроскопия, позволившая изучить микроструктуру;
- 3Д-флуоресцентная спектроскопия, выявившая основные классы флуоресцирующих веществ в экстрактах;
- а также методика выделения чистого РНК из растительного материала, количество которой было определено методом наноспектроскопии.
В результате была получена обширная база данных по фитохимическому составу растений, и на их основе были приготовлены опытные образцы кремов и мазей.
7. «Лингвокогнитивный анализ рекламных текстов (на материале социальной и коммерческой рекламы)». Тьютор Борисова Валерия Сергеевна, младший научный сотрудник лаборатории "Лингвистическая экология Арктики" СВФУ.
В ходе исследовательской школы участники проекта ознакомились с направлением когнитивной лингвистики, узнали о связи языка и мышления, как сейчас знания и методы по когнитивной лингвистике применяются в различных сферах, особенно в маркетинге. Учащиеся пытались понять, как с помощью коротких текстов маркетологи манипулируют потребностями и установками людей. Разбирали приемы языковых манипуляций в рекламе, созданной и ориентированной на жителей нашей республики, как локальная реклама использует элементы национальной культуры.
8. «Разработка цифрового голографического микроскопа». Тьютор Федоров Артур Григорьевич, к.т.н., доцент ФТИ СВФУ.
В рамках проекта участники создали готовую систему для анализа и исследования объектов. Они провели комплексное научное исследование, сосредоточенное на разработке новых методов и технологий в области прикладной оптики. Работа охватывала полный цикл — от моделирования и проектирования до программирования, тестирования, сбора и анализа данных.
Несмотря на сжатые сроки, команда не только освоила ранее незнакомую тематику, но и успешно реализовала все поставленные задачи, достигнув всех целей проекта.
Все проектные задачи были подготовлены и успешно проведены тьюторами и в некоторых проектах работали сотьюторы, которые помогали тьюторам проводить проектную работу.
По завершении Якутской межрегиональной исследовательской школы состоялась защита проектов, где каждый участник рассказал о своем личном вкладе в проекте и ответил на вопросы экспертов. Экспертами выступили:
Эксперты отметили высокий уровень подготовки участников и важность их исследований, а также дали ценные рекомендации для дальнейшего развития проектов.
После защиты проектов состоялось Торжественное закрытие Якутской межрегиональной исследовательской школы, где были вручены участникам сертификаты об успешном участии и благодарственные письма руководителям, экспертам.
На церемонии закрытия по итогам Защиты проектов были вручены следующие награды:
- сертификаты на участие в XXХ Республиканской научной конференции – конкурса молодых исследователей имени академика Владимира Петровича Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair» - всем 8 проектам;
- рекомендации для участия во Всероссийской программе «Сириус. Лето: начни свой проект» на 2024-2025 учебный год - всем 8 проектам;
- сертификаты на публикацию в сборнике материалов проектной смены «Якутская межрегиональная исследовательская школа» - всем 8 проектам.
В рамках ЯМИШ работала Медиашкола, где 8 юных корреспондентов издательства «Кэскил» под руководством корреспондентов освещала деятельность ЯМИШ. Информационное сопровождение работы ЯМИШ обеспечило Детское издательство «Кэскил» им. Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа. Тьюторами работали Слепцова Олеся Дмитриевна, редактор-консультант журнала "Чуораанчык", Колодезникова Виктория Валерьевна, редактор-консультант газеты "Кэскил", Слепцова Анна Пантелеймоновна, редактор сетевых изданий газеты «Кэскил».
За время работы ЯМИШ юнкоры освоили медиа планирование, основы сценарного дела, секреты создания интервью, программы для обработки видео и аудио (звука). Было подготовлено и выпущено множество статей, материалов и видеороликов о работе ЯМИШ. Материалы размещены на сайте keskil14.ru и в VKVideo
ЯМИШ-2025 подарил всем участникам навыки и компетенции по научно-исследовательской работе, неизгладимые впечатления и яркие воспоминания. Желаем больших успехов и новых научных открытий!
ГАНОУ РЦ РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» выражает благодарность Целевому фонду будущих поколений Республики Саха (Якутия) за поддержку, благодаря которой стала возможна организация Якутской межрегиональной исследовательской школы.
Видео церемонии закрытия ЯИШ 2025!
Фотографии и публикации размещены: https://t.me/man_rsya, https://vk.com/man_rsya
Фотографии с закрытия ЯМИШ: https://disk.yandex.ru/d/zoXLJIAbhganaA
Поделиться в соц. сетях этой новостью