28.02.2025
Категории: Новости Видео Образовательные программы и традиционные мероприятия Наука
Поздравляем Ивана Ивановича Шамаева с Днем Рождения! Желаем дальнейших успехов, здоровья, удачи и счастья! Иван Иванович Шамаев является первым председателем Физико — Математического Форума «Ленский край». Вашему вниманию статья из брошюры «ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ЛЕНСКИЙ КРАЙ» и видео воспоминаний о создании ФМФ "Ленский край".
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЯКУТИИ
Начало
В 1960 г. в газете «Правда» была опубликована статья вице- президента АН СССР академика М. А. Лаврентьева «Дорогу талантам».
В этой статье патриарх сибирской науки и педагогики очень остро указал на необходимость привлечения учащихся к науке, технике и изобретению машин в средней школе. Затем в центральной и сибирской печати вышли статьи академиков М. В. Келдыша, С. Л. Соболева, Г. И. Будкера, И. Г. Петровского и др., призывающие заняться поиском одаренных детей для их последующего обучения в специализированных школах.
Призывы академиков точно совпали со стремлением сельскою учителя физики из с. Верхневилюйск Якутской АССР, энтузиаста, бывшегo фронтовика Алексеева Михаила Андреевича. Эти обращения выдающихся ученых вдохновили его на новые шаги в его творческой деятельности.
В октябре 1961 г. на общепрофсоюзном собрании учителей района М. А. Алексеев выступил с такой речью: «Призывы крупных ученых страны открыли нам глаза и уши. Они имеют прямое отношение к нам, к средним школам Якутии. Якутия имеет широкую перспективу экономического развития. Новые заводы, фабрики, научные институты, сельское хозяйство и нромышленность будут нуждаться в многочисленных инженерно-технических кадрах и научных работниках. И их подготовку нужно начинать сейчас, проводя для этого целенаправленную работу. До сих пор ни одна средняя школа Якутии не обсудила призывы этих ученых.
…очевидна необходимость глубокого изучения учащимися основ науки, выявление каждого одаренного ученика и индивидуальная работа с ним. Наша школа работает в три смены, нет кабинетов. Но зато имеются любознательные дети, особо одаренные по физике и математике, и учителя с хорошей подготовкой. Давайте не бояться трудностей. Сами, силами родителей и учащихся, на общественных началах построим пристрои к мастерской и откроем там кабинеты, лаборатории и библиотеку.
И там подготовим детей в основном к поступлению в технические вузы. Работу же начнем с завтрашнего дня».
Хотя были некоторые трудности в претворении в жизнь его идеи, лед тронулся. Летом 1962 г. учителя во время своего отпуска с помощью 9-ти учащихся-добровольцев соорудили долгожданный пристрой к школьной мастерской. Через некоторое время в результате упорнейшего трудa здесь откроется по современному оборудованный кабинет физики с аудиториями и препараторской.
С 1963-1964 учебного года эта школа стала называться школой передового опыта по преподаванию физики и математики. На основе этих достижений М. А. Алексеев уже мог смело выступить с идеей об открытии специализированных физмат классов по республике.
Становление физмат движения
В 1966 г. одновременно в нескольких точках республики, а именно:
в Верхневилюйске, Бютяйдяхе, Покровске, Якутске были впервые открыты физико-математические классы, сыгравшие впоследствии огромную роль в становлении научно-технических, управленческих кадров республики. Таким смелым, решительным шагом тогдашнего министерства просвещения ЯАССР (министр Н.И. Шарин) на государственную основу была поставлена личная инициатива сельского учителя — энтузиаста Михаила Андреевича Алексеева.
Это событие, повлекшее за coбoй как следствие массовое поступление выпускников сельских школ Якутии в центральные вузы страны, сыграло огромную роль в обеспечении республики высококвалифицированными научно — техническими, управленческими кадрами.
Верхневилюйск. В 1966 г. учителя впервые выехали в районы для набора учащихся в 9 класс. А. И. Семенов. Н. Ф. Иванов набрали способных детей в Вилюйском, Нюрбинском и Сунтарском районах. В первый физмат класс поступило 28 детей. В 1968 г. этот класс успешно окончили 26 учащихся. Все они поступили в вузы, в большинстве своем выбрав техническую специальность. Таков был первый блестящий результат плодотворной деятельности верхневилюйских педагогов Алексеева М. А.,Семенова А. И., Долгунова В. С., Иванова Н. Ф., Одорусова П. П. и других. И более убедительной апробации идеи создания элитарных школ, в которых обучались бы специально отобранные способные дети, нельзя было придумать.
Бютяйдях. Еще один такой физико-математический класс был открыт по инициативе учителя физики Шергина Михаила Васильевича в Бютяйдяхской средней школе Мегино — Кангаласского района. Большую помощь и содействие в организации этого физмат класса оказали Егоров С. Д. — инспектор РОНО, Скрябин П. Е. — директор школы. В первый физико — математический 8 класс поступили 21 ученик, из них 18 окончили разные вузы. Набор учащихся проводился из школ Мегино-Кангаласского, Амгинского, Усть-Алданского, Чурапчинского и Таттинского улусов.
Учащиеся успешно поступали и учились в заочных физико — математичсских школах.
Школа одна из первых перешла на кабинетную систему обучения. В кабинете физики первой в республике оборудована система обратной связи программированного обучения.
Творческая и плодотворная работа коллектива единомышленников учителей физики Шергина М. В., Брызгалова 3. И., математики Никифорова А. А., Ивановой М. С. и других дала хорошие плоды. Из более 500 выпускников физико-математических классов многие стали высококвалифицированными специалистами, научными работниками.
Покровск. В августе 1966 г. в Покровскую СШ приехал Чарин И. И., инспектор МП ЯАССР, посетил уроки математики и физики. Никаких актов инспектирования не стал писать, поговорил с коллективом школы об открытии классов с углубленным изучением физики и математики.
Инспектор говорил, что МП ЯАССР выбирает такие школы, где преподавание физики и математики было поставлено па высоком уровне. И в начале сентября 1966 г. открылся первый физмат класс в Покровской СШ №1.
У истоков физмат классов стояли директор ПСШ №1 1965-1985 гг.. заслуженный учитель школ РСФСР Яковлев Иван Михайлович и вместе с ним очень опытные, высококвалифицированные учителя, как Сукнева О. В., Юшин Ю. Д. — математики, Ратчин В. М., Исаев Г. А. -физики. Подобрался сильный педагогический коллектив: в 70-е годы приехал из Верхневилюйска опытный преподаватель физики Дырахов С. Г. Плодотворно трудились учителя Тимофеев П. П., Тарасов Ю. С., Ноговицына Ю. Е., Тимофеева Р. Е., Шишигин С. С. и др.
Первый выпуск был в 1968 г. С тех пор выпущено около 700 физматовцев, из которых в среднем около 90% поступили в самые различные вузы страны.
Открытие фпзико — математическнх школ
Якутск В 1972 году физмат движение получило замечательное развитие: в г. Якутске была открыта первая элитарная школа республики РФМШ при ЯГУ. Инициатором открытия и ее первым директором был новосибирский ученый к. ф. -м. н. Алиев Исмаил Шахбаз-оглы. Деятельный. энергичный Исмаил Алиев решил посвятить свою жизнь воспитанию нового поколения математиков и физиков Якутии. Долгие годы соратником, близким другом Исмаила Шахбаз-оглы был преподаватель физико-математического факультета Семенов С. Н.
Им удалось привлечь к активной работе в школе таких маститых ученых, как Шафер Ю. Г.. Крымский Г. Ф., Софронов Е. Т., Соловьев Т. Н.
Также сгали учить детей, тогда еще молодые, Николаев Н.С., Егоров И. Г., Алексеев А. Н., Гоголев А. И., Селляхова Т. Н., Кочмар Н. И., Никитина Е. С., Жирков Е. П., Петров Е. Е., Дмитриев И. Г., Гурзо Г. Г., Семенов М. Ф. и другие.
В различные годы директорами РФМШ плодотворно работали: с 1980 по 1992 гг. — Семенов Н.Д.; с 1992 по 1995 гг. — Чиряев А.К.; с 1995 по 1997 гг. Васильев Л. В.
За эти годы РФМШ закончили более полутора тысяч выпускников.
Многие из них успешно работают в передовых отраслях народного хозяйства республики. Из выпускников РФМШ доктором физмат наук стал Гурченков С. А.; кандидатами наук — Григорьев Ю. М., Посельский Ф. Ф., Ковлеков И. И., Чахов Д. К., Бубякин И. В., Алиева Н. И., Михайлов В. Е., Троева М. С., Шкулев С. П., Павлов Б. Н. и др.
Верхневилюйск. По инициативе М. А. Алексеева в 1974 г. открыта Верхневилюйская физико-математическая школа, которая стала новым этапом физмат движения. Бессменным директором является Долгунов В. С.
В различные годы учителями в этой школе работали Семенов А. И., Маччасынов А. А., Иванов Н.Ф., Мярикянова М. И., Баланова М. В., Потапов В. Ф., Егоров А. А., Иванов С. Г. и др.
Из выпускников ВВСШ №2 кандидатами наук стали Чикидов А. И., Попов С. В., Яковлев Г. П., Корякин А. К., Ксенофонтов Л.Т. Парфенова О. А.
Удивительное упорство и настойчивость М. А. Алексеева прорубили окно в большую сибирскую науку. Постепенно пришло признание уникальности и неповторимости Верхневилюйской средней школы в масштабе Якутии и России. Якутский феномен усилил интерес научной общественности страны к интеллект}ильному потенциалу якутского народа.
По всей республике, в начале 90-х годов, начали открываться школы нового типа — лицеи, гимназии:
90-92 гг. Верхневилюйская гимназия. Якутская национальная гимназия, Таттинская гимназия;
93-94 гг. Майинская гимназия, Сунтарский политехнический лицей, Нюрбинская школa — технический лицей, Мюрюнская юношеская гимназия, Намская улусная гимназия, Якутская национальная политехническая школа, Амгинская педгимназия;
с 95г. Чурапчинская улусная гимназия, Республиканский колледж, Хамагаттинская средняя саха-французская школа, Алданская улусная гимназия, Октемская гимназия, Нерюнгринская многопрофильная гимназия и др.
Создание сети Президентских школ
В целях поддержки и развития школ нового типа, удовлетворения образовательных потребностей населения республики в качественном дифференцированном образовании 3 марта 1997 года вышел Указ Пре- зидента PC (Я) Николаева М. Е. о создании сети Президентских школ Республики Саха (Якутия), в которую вошли Республиканский колледж, Алданская улусная гимназия. Амгинская педагогическая гимназия, Верхневилюйская республиканская гимназия имени М. А. Алексеева, Вилюйское педагогическое училище имени Н. Г. Чернышевского, Майинская улусная гимназия Мегино-Кангаласского улуса, Мюрюнская юношеская гимназия Усть-Алданского улуса, Намская улусная гимназия, Нерюнгринская многопрофильная гимназия, Нюрбинская школа — технический лицей, Октемская гимназия Хангаласского улуса, Сунтарский политехнический лицей, Таттинская улусная гимназия имени А. Е. Мординова, Хамагаттинская саха-французская ассоциированная школа Намского улуса, школа развития «Эврика» Олекминского улуса, Чурапчинская улусная гимназия, Якутская городская национальная гимназия, Якутская государственная политехническая школа №2, Якутский технический колледж строительного профиля, Высшая школа музыки, Республиканское хореографическое училище, училище олимпийского резерва.
Брошюра «Физико-математический Форум «Ленский край»14-28 июля 1999 г. с. Октемцы Хангаласского улуса«
Редакционная коллегия: Шамаев И.И., Bacuльeва Л. В., Захарова О. В.
Поделиться в соц. сетях этой новостью