17.11.2024
Категории: Новости Летняя школа Научно-исследовательская работа школьников Научное лето
15 ноября 2024 г. состоялось торжественное онлайн закрытие очередного сезона сетевого исследовательского проекта "Научное лето онлайн". По доброй традиции на онлайн-конференции собрались не только участники проекта. Приветствовать и поздравить юных исследователей и их научных наставников пришли почетные гости: Иннокентий Анатольевич Афанасьев, заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия); Джулустан Иванович Хон, исполняющий обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия); Николай Николаевич Харбин, глава муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия); Василий Климович Павлов, ректор ГАНОУ РЦ РС(Я) «Малая академия наук» Республики Саха (Якутия); Оксана Васильевна Янцер, директор ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», доцент кафедры географии, методики географического образования и туризма, руководитель проекта «Окружающий мир» Русского географического общества; Анна Сергеевна Сыромятникова, специалист по проектной работе регионального отделения «Движение первых» Республики Саха (Якутия); Туйаара Николаевна Карташова, временно исполняющий обязанности начальника МКУ «Управление образования Олекминского района» Республики Саха (Якутия).⠀
От имени юных исследователей выступили участницы нескольких сезонов проекта - выпускница Петропавловской СОШ Усть-Майского улуса Бариева Алла и ученица школы №35 г.Иркутска Чумак Анна. С теплыми словами поздравления ко всему нашему детско-взрослому сообществу обратилась Алена Николаевна Сыромятникова, директор Эколого-биологического центра Томпонского района.
Во всех приветствиях и выступлениях сквозила одна мысль - как важно любить и изучать свой край, бережно относиться к нашей земле и природе, и как важно прививать эти качества с детства.
"С 2020 года вы провели много летних дней, полных увлечения, открытий и научных исследований. Этот учебно-исследовательский проект воспитал в вас любовь к малой родине, природе, науке. Ваши исследования не просто обогатили ваши знания, но и внесли важный вклад в изучение родного края. Ведущие ученые и педагоги Якутии стали вашими наставниками, и благодаря их поддержке многие из вас погрузились в настоящий мир науки. Вместе вы исследовали природу, изучали окружающий мир и делились своими открытиями друг с другом. Уверен, что полученные знания и навыки станут основой для ваших будущих успехов и многие из вас продолжат свою исследовательскую деятельность" - отметил Иннокентий Анатольевич Афанасьев.
Джулустан Иванович Хон в своем приветствии подчеркнул важность экологического образования сегодня, сохранения нашей природы, воспитания бережного к ней отношения с малых лет и выразил надежду, что "ребята, которые ежегодно проходят такие интересные исследования - это наши будущие сотрудники, экологи, рабтники лесного, водного хозяйства".
Итак, позади уже пять лет - пять сезонов увлекательных и полезных школьных каникул, наполненных захватывающими экспедициями, походами, наблюдениями за многообразным миром природы, общением с интересными людьми. Пять летних каникул подряд, которые принесли неожиданные открытия в окружающем нас мире, обретение новых знаний и умений и, конечно, новых друзей. Оглянемся, окинем их взором.
Время бросает новые вызовы образованию в целом, отвечая на них, важно не только осваивать новое, но и опираться на накопленные опыт и традиции, и на данный момент «стоит задача – вернуть передовой край науки, техники, искусства в систему дополнительного образования» (А.Леонтович).
Эти задачи и решает сетевой исследовательский проект "Научное лето онлайн".
В течение летних каникул школьники проводят биологические, экологические, географические и палеонтологические исследования по 11 направлениям. Исследуя природу своих окрестностей, ребята под руководством ведущих ученых республики, педагогов-наставников и волонтеров-родителей пишут Летопись природы Якутии.
Объединить юных исследователей в одну сеть и провести научную экспедицию одновременно по всей территории республики по общим темам и едиными методами для создания Летописи природы Якутии - в этом заключается уникальность идеи проекта. Его цель - расширить возможности и условия для вовлечения детей отдаленных сел и малых городов в исследовательскую деятельность, приобщения к естественным наукам, воспитания любви к родному краю, развития важных для жизни умений через самостоятельные исследования природы своей местности. В ходе проекта сложилось детско-взрослое научное сообщество, основанное на идеях научного волонтерства и наставничества.
Организаторами проекта являются Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Республики Саха (Якутия) ГАУ ДО РС(Я) "Малая академия наук РС(Я)" и МБУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников" МР «Олекминский район» РС(Я) при поддержке Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия).
Авторский коллектив программы проекта - представители образовательных, научных и природоохранных структур республики, в числе которых: Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. М. Г. Сафронова ФИЦ ЯНЦ СО РАН, Институт мерзлотоведения им. П.И.Мельникова СО РАН, Научно исследовательский институт прикладной экологии Севера им. Д.Д. Саввинова Северо-Восточного федерального университета, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский».
Идея такой масштабной научной экспедиции и создания летописи природы силами школьников объединила вокруг себя разные структуры. Партнерами проекта стали: НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)»; Академия наук РС(Я), научные институты и учреждения республики, ЯО Русского географического общества; Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне»; Региональное отделение по Республике Саха (Якутия) Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». Информационную поддержку осуществляет республиканское Детское издательство «Кэскил».
Какие задачи решает проект?
Прежде всего образовательные – он направлен на развитие целого веера навыков: исследовательских, сетевого взаимодействия, цифровой грамотности. У ребят есть возможность опробовать себя в настоящем исследовании, «потрогать руками» профессию ученого-исследователя, поработать в разновозрастной команде, пообщаться с ведущими учеными республики.
В ходе проекта ребята осваивают исследовательские методики и инструменты исследования, развивают личностные качества: наблюдательность, внимательность, упорство, аккуратность и точность, умения эффективно взаимодействовать в разновозрастной команде и презентовать результаты своих исследований.
Как все происходит?
Основной площадкой взаимодействия участников является сайт проекта и мессенджеры. У ребят имеется доступ к теоретическим материалам через онлайн библиотечку юного исследователя. Во время образовательного интенсива проходит научный видеолекторий руководителей выбранного направления, затем – полевой сезон сбора материалов. В течение всего сезона проходят онлайн-лекции, индивидуальные онлайн консультации, очные занятия, работа на стационарных площадках, маршрутное обследование, экскурсии, практические полевые исследования. Завершается сезон осенью онлайн защитой исследовательских проектов.
Кто наши юные исследователи и участники?
За пять лет более 1500 школьников из 26 районов Якутии стали участниками сетевого исследовательского проекта “Научное лето онлайн” и прошли обучение по 11 направлениям. К 2024 году география проекта расширилась и включает 5 регионов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Омская, Архангельская область и г. Москва. Наши юные исследователи - это школьники городских и сельских школ, воспитанники учреждений дополнительного образования. Рядом с ними - их наставники-взрослые - родители, педагоги, ученые. Большинство участников составляют школьники и педагоги сельских образовательных учреждений.
Что же в итоге дает проект?
Равные возможности в дополнительном образовании городских и сельских школьников; возможность интеграции общего и дополнительного образования; реализации индивидуальных образовательных потребностей.
Партнерство – создано детско-взрослое сетевое сообщество научных волонтеров на основе партнерства учреждений общего образования, научных, природоохранных и общественных структур.
Развитие - навыков и личностных качеств человека XX века, веера компетенций, исследовательского поведения, экологического сознания, освоение научных методов познания мира.
Опыт - полевых исследований, опыт работы с научными данными, взаимодействия в разновозрастной команде; использования цифровых технологий и онлайн инструментов для образования и презентации результатов своего исследования.
За пять лет проекта “Научное лето онлайн” ребятами защищены более 400 исследований. Первые шаги публичности: ряд статей опубликован в выпусках журнала “Юный ученый”, подготовлены сборники работ участников проекта. И конечно, заслуженные победы в различных научно-практических конференциях, конкурсах Международного, Всероссийского и регионального масштабов, научных чтениях.
Кроме летних исследований за пять лет Научного лета ребята стали участниками интересных событий. Среди них: встреча Главы Республики Саха (Якутия) А.С.Николаева с участниками школьных экспедиций и летних исследовательских онлайн проектов Малой академии наук РС(Я); телемост «Калининград - Камчатка: Банк идей (онлайн проектных смен)», который объединил школьников и педагогов и видных представителей образовательных систем и организаций Санкт-Петербурга, Севастополя, Калининградской, Тамбовской области, Приморского и Камчатского края, Чеченской Республики, Республики Саха (Якутия). Команда «Научное лето онлайн» заняла первое место и стала победителем в номинации «Комплексные исследования» Всероссийского фестиваля краеведческих объединений КраеФест - 2021! Юные исследователи Якутии вошли в число лучших команд детских объединений юных краеведов Российской Федерации.
В 2022 году проект стал лауреатом Национальной премии им. В.И. Вернадского в номинации «Просвещение как путь к устойчивому развитию».
Сетевой проект «Научное лето онлайн» вошел в проект Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) «Эффективная школа Якутии»
Агентством стратегических инициатив (АСИ) проект «Научное лето онлайн» рекомендован к тиражированию опыта и размещен на цифровой платформе АСИ, обеспечивающей обмен и распространение результативных практик (практика № 33 241).
Опыт по реализации проекта “Научное лето онлайн” послужил основой для разработки инновационного проекта “ЭКОС” - создание сети детского экологического мониторинга в Олёкминском районе Республики Саха (Якутия).
А главное - проект позволяет вовлечь школьников в реальное дело, дающее навыки и опыт, важный для учебы, для жизни, для будущего выбора профессии. И подтверждением этому стали слова Розалии Никифоровны Ивановой, научного сотрудника лаборатории криогенных ландшафтов Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН: "Мы рады, что вы проявляете такой интерес к науке. Очень надеемся, что ребята продолжат свою работу не только в школе, но и выберут свои будущие профессии, связанные с нашими направлениями. Поверьте, мы вас очень ждем!"
В завершении церемонии закрытия пятого сезона проекта научные консультанты одиннадцати исследовательских направлений, эксперты огласили результаты защиты работ юных исследователей, которая состоялась совсем недавно. Смотрим итоги по ссылке:
ИТОГИ ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПЯТОГО СЕЗОНА ПРОЕКТА НАУЧНОЕ ЛЕТО ОНЛАЙН 2024
Свои поздравления к закрытию юбилейного пятого сезона сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн» прислали и участники проекта. Многие уже стали студентами!
Поделиться в соц. сетях этой новостью