14.07.2024
Категории: Новости Научно-исследовательская работа школьников Наука Научное лето
Сегодня, 14 июля, Малая академия наук Республики Саха (Якутия) открыла свои двери для участников Якутской межрегиональной исследовательской школы (ЯМИШ) 2024 года. В программе примут участие 75 школьников с 8 по 11 классы из 46 образовательных учреждений 15 районов нашей республики, ГО "Город Якутск", а также из Забайкальского и Приморского края. Участники будут работать над актуальными современными проектными задачами по 8 направлениям.
Организатором ЯМИШ является ГАНОУ РЦ РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» при поддержке НО «Целевой фонд будущих поколений», ФГАОУ ВО “СВФУ им.М.К.Аммосова”, ФГБУН “Институт мерзлотоведения им.П.И.Мельникова СО РАН”, ФГБУН “Институт биологических проблем криолитозоны” ЯНЦ СО РАН.
Основной целью программы является расширение механизмов вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными проблемами науки, технологии и бизнеса.
Задачи:
• популяризация и пропаганда научных знаний;
• приобретение школьниками опыта применения предметных знаний и практических навыков в профессиональной деятельности, адаптированной под формат проектной работы;
• получение школьниками опыта командной работы;
• подготовка школьниками проектов для участия в конкурсных мероприятиях, в том числе перечневых Минпросвещения РФ.
ЯМИШ - проект для увлеченных наукой школьников, традиционно будет проходить в течение 10 дней.
В первый день школа началась с регистрации участников. Всем школьникам были выданы раздаточные материалы: футболка, блокнот, ручка, шейкер для воды и шопер. После регистрации дети прошли инструктаж по технике безопасности и правилам проживания в интернате.
Самым значимым событием стало техническое открытие ЯМИШ, где Василий Климович Павлов, ректор Малой академии наук и Александра Васильевна Яковлева, проректор по научно- методической работе Малой академии наук РС (Я) поздравили участников и пожелали плодотворной работы. Затем тьюторы-наставники провели презентацию проекта, подробно рассказав о предстоящих задачах.
После обеда школьники приступили к работе. По заявкам участников были сформированы 8 команд по 10 и более человек. Участники будут работать под руководством молодых ученых-тьюторов, которые направят и поддержат участников в их научных начинаниях.
1. Проект «Эфирные масла и другие биологически активные вещества из растений Якутии (получение и применение) — тьютор Нохсоров Василий Васильевич», к.б.н., старший научный сотрудник ИБПК ЯНЦ СО РАН.
Проект направлен на изучение эфирных масел и других биологически активных веществ, получаемых из растений, произрастающих в Якутии. Участники проекта узнают о пользе растительных липидов, освоят методы экстракции и анализа эфирных масел, а также разработают продукцию для ароматерапии.
2. Проект «Экомониторинг качества водной среды и растительности с помощью оптических методов и биотестирования» — тьютор Протопопов Федор Федорович, к.б.н., руководитель лаборатории,с.н.с. лаборатория "Радиационные технологии", ФТИ ФГАОУ ВО СВФУ им.М.К.Аммосова, сотьютор Федоров Анатолий, выпускник Намской СОШ№2.
Проект направлен на изучение и оценку состояния водоемов с использованием современных методик. Участники проекта будут заниматься мониторингом активности фитопланктона, исследовать чувствительность водорослей к тяжелым металлам и осваивать методы биотестирования с помощью тест-систем.
3. Проект «Когнитивная этнолингвистика «Связь языка и мышления» — тьютор Павлов Степан Степанович, младший научный сотрудник СВФУ имени М.К. Аммосова
Проект направлен на ознакомление школьников с основами когнитивной лингвистики, включая изучение взаимодействия языка, мышления и культуры.
4. Проект «История развития рельефа долины «Эркээни» (среднее течение р. Лена) — тьюторы Лыткин Василий Михайлович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории общей геокриологии Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, Щипанова Есения Адлановна, ведущий инженер лаборатории общей геокриологии Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН
Проект направлен на изучение изменений природного ландшафта средней течении реки Лена под влиянием древних и современных флювиальных процессов.
5. Проект «Исследование и оптимизация процесса генерации газа Брауна в щелочном электролизере с применением солнечной энергии» — тьютор Боякинов Евгений Федорович, педагог дополнительного образования МАН РС(Я), ассистент кафедры «Теоретическая физика» ФТИ СВФУ им М.К. Аммосова
Проект направлен на популяризацию изучения альтернативной энергетики среди школьников. Участники исследуют экологически чистые источники энергии, разработают и протестируют прототипы энергетических установок.
6. Проект «Голосовой помощник» — тьютор Степанов Сергей Павлович, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник, руководитель лаборатории "Вычислительные технологии и искусственный интеллект" ИМИ СВФУ им.М.К.Аммосова.
Проект посвящен разработке голосового помощника. Дети узнают основы технологий распознавания и синтеза речи, а также принципы работы чатботов с элементами искусственного интеллекта.
7. Проект «Дистанционное зондирование восстановления мамонтовых тундростепей в Нижней Колыме» — тьютор Захаров Моисей Иванович, к.г.н., доцент эколого-географического отделения ИЕН ФГАОУ ВО "СВФУ им. М.К. Аммосова", Тимофеев Иван Андреевич, студент ИЕН СВФУ имени М.К. Аммосова.
Проект направлен на изучение динамики наземных экосистем Плейстоценового парка с помощью анализа спутниковых изображений за период с 2001 по 2020 годы. В рамках проекта дети узнают о типах экосистем, методах анализа спектральных индексов и влиянии изменений климата на природные процессы. Дети выявят глобальные изменения климата и их влияние на динамику наземных экосистем, получат навыки работы с спутниковыми данными и анализа экологических изменений.
8. Проект «Разработка моделей на основе человеческих клеток для оценки цитотоксичности лекарственных препаратов»- тьютор Троев Иван Петрович, старший научный сотрудник Медицинского института ФГАОУ ВО "СВФУ им.М.К.Аммосова", Николаева Ирина Эдуардовна, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории клеточных технологий и регенеративной медицины Медицинского института ФГАОУ ВО "СВФУ им.М.К.Аммосова".
В рамках проекта участники будут узнавать, как работать с соматическими клетками человека для их культивирования и стабилизации. Дети научатся получать и обрабатывать первичный биоматериал, выделять и очищать клеточные культуры, а также проводить оценку их параметров. Результатом проекта станет создание собственной стабильной линии соматических клеток, готовой для использования в медицинских и научных исследованиях.
Проекты в области естественных и гуманитарных наук охватывают все стадии научного исследования: от постановки гипотезы до экспериментальных исследований и анализа результатов. В завершении школы, участники представят результаты своих работ перед экспертной комиссией.
Участники получат возможность участия на Республиканской научной конференции-конкурса молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы - Professor V.P. Larionov «A step into the Future» Science Fair», Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», Всероссийской программе «Сириус.лето: начни свой проект», подготовиться к участию во всероссийских и международных конференциях.
В ЯМИШ будут работать вожатые- студенты СВФУ им.М.К.Аммосова. Будут вечерние активности - спортивные игры, интеллектуальные конкурсы, культурно-досуговые мероприятия с нашими вожатыми.
Всем участникам желаем новых открытий, плодотворной и успешной работы!
Поделиться в соц. сетях этой новостью