КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ШАХМАТАМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

19.12.2023

Категории:   Новости     Дошкольное и начальное образование  


Сегодня, 19 декабря 2023 года в школе №39 им. Н.И. Шарина г. Якутска завершаются трехдневные курсы повышения квалификации по обучению педагогов шахматно-задачной технологии проведения занятий по Федеральному курсу Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе».


О пользе шахмат знают все. Шахматы развивают интеллектуальные и творческие способности, формируют личностные качества, дают эмоциональный заряд, обогащают досуг и являются одним из самых популярных видов спорта. Уже давно, наряду со спортивной составляющей, шахматы являются общепризнанным инструментом интеллектуального развития детей, и даже в некоторых странах шахматы включены в школьную программу.

С 2015 года Малая академия наук РС (Я) ведет научно-методическое сопровождение и координацию республиканского проекта «Одаренный ребенок» среди детских садов и школ Якутии, одним из ведущих направлений которого является направление – шахматы, проект «Шахматы – детям».  Концепция региональной экосистемы развития детской одаренности Республики Саха (Якутия), согласно которой реализуется проект «Одаренный ребенок» базируется на «пяти китах» развития талантов  каждого ребенка, определенных первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым. Это музыка, рисование, языки, спорт и шахматы.

В направлении шахматы воспитатели детских садов и учителя начальных классов занимаются с детьми по шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.  Целеполаганием этой  методики является развитие у детей важнейшего показателя общего развития психики способности действовать в «уме»,  которое в большей мере заканчивает формироваться уже к 12 годам. Способность действовать «в уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Просто научить ребенка в детском саду или в школе играть в шахматы – это не задача. Пока же, нередко, особенно в школе на уроках шахмат, детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно в корне: так никто, ни ребенок, ни педагог не добивается никаких образовательных цели и задач, так теряется интерес к шахматам и в целом получению образования, угасает желание развиваться  у детей. Наша задача – системно научить действовать «в уме».

А педагог, работающий по методике И.Г. Сухина, может решить эту проблему, так как в нашем проекте мы целиком и полностью ориентированы на развитие и формирование способности действовать «в уме». Поэтому цель сегодняшних курсов ПК — обучить педагогов методике и технологии проведения уроков шахмат с использованием учебно-методического комплекта (УМК) «Шахматы, первый год обучения» Федерального курса «Шахматы – школе».

Курсы организованы при поддержке Целевого фонда будущих поколений РС (Я)  и Малой академии наук РС (Я) для учителей начальных классов и педагогов детских садов.

Лектор курсов ПК приглашен из Москвы – Игорь Георгиевич Сухин, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики ФГНУ Института теории и истории педагогики РАО, г. Москва, профессор кафедры «Инновационные технологии» ГАСИС, лауреат Фонда Первого Президента РС (Я) (за вклад в развитие шахматного образования в РС (Я)), автор шахматно-задачной технологии, член Союза писателей, методолог шахматного образования.

В данное время республиканский проект «Шахматы –  детям» реализовывают 149 педагогов детских садов и начальной школы в 73 образовательных организациях (69 детских садов, 4 школы). 



Поделиться в соц. сетях этой новостью