Состоялось закрытие проектной смены "Якутская межрегиональная исследовательская школа-2023"

27.07.2023

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Наука  


Якутская межрегиональная исследовательская школа состоялась с 16 по 25 июля 2023 г. с участием 67 обучающихся из 33 образовательных учреждений, 12 улусов (районов), ГО "город Якутск", 2 подведомственных Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) образовательных учреждений, 1 федерального образовательного учреждения и 1 участник из Турции.


Партнеры программы:

25 июля 2023 г. на базе Малой академии наук состоялось закрытие летней проектной смены "Якутская межрегиональная исследовательская школа-2023". 

В этот день с приветственным словом в адрес юных исследователей с закрытием смены, выступили ректор Малой академии наук Республики Саха (Якутия) Павлов Василий Климович, заместитель начальника Управления целевых проектов Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия)  Протопопов Сергей Сергеевич.

Все проекты Якутской межрегиональной исследовательской школы были успешно продемонстрированы и защищены перед экспертной комиссией. 

 

Экспертами выступили: 

 

 Проектные работы получили свой отклик и получили рекомендации для дальнейшего развития.

Доктор биологических наук, исполняющий обязанности директора Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова, руководитель головного координационного центра всероссийской программы “Шаг в будущее” в Республике Саха (Якутия) Черосов Михаил Михайлович вручил сертификаты на участие в финале XXVIII Республиканской научной конференции – конкурса молодых исследователей имени академика Владимира Петровича Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair» проектным командам:

 

 

Кандидат филологических наук, директор Департамента науки и инновация Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Нинель Васильевна Малышева отметила итоги защиты проектов - все  10 проектов рекомендованы для участия во Всероссийской программе Сириус.лето: начни свой проект”, вручила сертификаты на участие в лектории «Фестиваля науки 0+»:

 

 

Директор Центра технологического предпринимательства OREH ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»  Лазарева Анисия Кузьминична вручила проектным командам сертификаты:

 

 

“Исследование функционирования солнечных панелей с учетом климатических особенностей Крайнего Севера”, тьютор Боякинов Евгений Федорович, ассистент ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова.

Ректор Малой академии наук Павлов Василий Климович вручил рекомендательные письма на публикацию в Вестнике ГАНОУ РЦ РС(Я) «Малая академия наук РС(Я)» двум проектным командам: “Сравнительное исследование питательной ценности растений по их липидному и жирнокислотному профилю” и “Мониторинг окружающей среды биофизическими параметрами растений”

 

 

В тематические группы участники распределились по своему желанию, выбирая направления и проблему проекта. В ЯМИШ-2023 представлено всего 9 проектных направлений:



Проект 1. «Сравнительное исследование питательной ценности растений по их липидному и жирнокислотному профилю»  

“Якутская межрегиональная исследовательская школа 2023 г. “ - отличная площадка реализации проектной работы для заинтересованных обучающихся из разных районов Республики Саха (Якутия). За 10 дней интенсивной работы над проектом, ребята прошли все этапы научного исследования по экспериментальной биологии растений: научились выдвигать гипотезу, ставить перед собой цели, задачи научного исследования, и самое главное получили навыки экспериментальной работы, от простых манипуляций как взвешивание образцов растений на аналитических весах до анализа и разделения сложных природных соединений разными физико-химическими методами. Порадовала, что за время работы над проектом у нас сформировалась настоящая команда, состоящая из участников школ, студента 3 курса ИЕН СВФУ Стручков Данил, который был в качестве сотьютора проекта и внес большую лепту для успешной ее реализации. В целом, за время работы над проектом, ребята научились работать и получать результаты с помощью научных приборов, таких как ротационный испаритель, сушильный шкаф, газовый хроматограф, световой и электронный микроскоп и т.д., которые находятся на базе Малой академии наук РС(Я). Хочу выразить большую благодарность организаторам, ребятам, Целевому фонду будущих поколений РС(Я) и всем, кто причастен Якутской межрегиональной исследовательской школе за организацию и проведение такой замечательной летней научной школы. Благодаря такой школе участники открыли удивительный мир науки о жизни и прикасаются к секретам исследовательской работы, получают ценный опыт: узнают современные тренды научного исследования, как правильно сделать сбор биологических проб, как правильно хранить такой материал для последующего биохимического анализа, применять современные технологии для достижения результатов, и конечно же, ребята нашли много новых друзей и получили море незабываемых впечатлений” - тьютор Нохсоров Василий Васильевич, к.б.н., доцент, с.н.с. Института биологических проблем криолитозоны СО РАН

“Я не ожидала, что мою заявку одобрят, и я получу приглашение на Якутскую Межрегиональную исследовательскую школу. Мне, ученице, это очень приятно, я рассматриваю это как шанс научиться чему-то еще. ЯМИШ нацелена на обучение, на большой объем информации. Все было очень насыщенно и интенсивно. В нашей проектной группе собрались очень умные и талантливые ученики. Каждый участник усердно работал. ЯМИШ оправдала все мои ожидания и цели. За такой короткий срок я узнала о многих различных методах анализа и попробовала себя в сфере экспериментальной биологии растений! В первый же день мы поставили цель: провести сравнительный анализ липидного состава и жирнокислотного профиля растений Центральной Якутии. И мы достигли свою цель! А также я впервые провела хроматографический анализ. Это является для меня большим успехом в сфере биохимии! Хочу выразить слова благодарности  нашему наставнику Нохсорову Василию Васильевичу и тьютору Стручкову Данилу Андреевичу. Большое вам спасибо за то, что дали понять и изучить такой обширный проект.  Мы проделали с вами непростую работу! Вы научили меня многому и подарили огромную мотивацию на будущее. И свою признательность предоставляю работникам, вожатым, ректору и работникам Малой академии наук за возможность испытать положительные эмоции, находиться в этой атмосфере, быть частичкой большого целого,и воплощать свои идеи в реальность!” - Строева Карина.

.  

Проект 2. «Исследование функционирования солнечных панелей с учетом климатических особенностей Крайнего Севера»

“В ходе проекта ребята слаженно сработали, демонстрировали умение работать по подгруппам. В результате создали прототипы своих разработок. Собрали все необходимые электрофизические измерения солнечных панелей, научились основам электротехники и программирования, собрали панель из солнечных элементов, разработали автономный прибор для сбора данных со специальных датчиков с Ардуино на ПК (дым, концентрация микрочастиц в воздухе, температура и др.), провели сбор материалов со спутника. Все измерения участников на мой взгляд достоверные. Убедился, измерительных данных, «высосанных с пальца», ребята очень не любят и рвутся получать собственные результаты. Чувствуется интерес к прикладной науке, ребята схватывают налету новые знания. Постоянно демонстрируют креативность, энтузиазм, умение доводить задачи до конца и умение работать с современными программами и приложениями. Приведу пример: когда у нас внезапно потребовался специальный резистор, которого в проекте заранее не предвиделось, то участники быстро нашли альтернативу из нескольких имеющихся подобрали необходимое сопротивление. Умение создавать красивые, хорошо читаемые доклады у них чрезвычайно хороший. Поэтому, считаю, что в будущем из них могут выйти востребованные, ответственные, высококвалифицированные специалисты” - тьютор Боякинов Евгений Федорович, ассистент Физико-технического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

“Я участвовал в регулярной смене Малой академии наук, во время летней проектной смены нашей команде удалось завершить разработку проекта. Многое понравилось, и коллектив, и тьютор. Я доволен тем, что провел эти дни здесь. Оборудование, материалы, инструменты - все в доступе были” - Шамаев Сэсэн.

  

Проект 3. «Мониторинг окружающей среды биофизическими параметрами растений» 

“Летний научный проект школьников по мониторингу состояния окружающей среды по моему мнению прошел успешно. Результаты этого проекта позволили школьникам не только узнать о таком явлении как флуоресценция хлорофилла и люминесценция растворенных органических веществ, а также узнать больше об исследуемой местности вблизи УЛК МАН и о озерах ГО г. Якутска. Одной из главных особенностей проекта является использование методов регистрации люминесценции растворенной органики в воде (Emission-Excitation matrix) и измерения флуоресценции хлорофилла а in situ по стандартному протоколу JIP-теста индукционной кривой быстрой флуоресценции у фитопланктона и у наземных растений в частности у Пырея ползучего (Elytrigia repens (L.)). Помимо этого, оценивался показатель pH и уровень коэффициента поглощения воды (параметр UVA254). Мы собирали образцы воды и растений из различных участков, таких, как протока реки Лена, озера, пруды и поля вблизи УЛК МАН, а также озера у ГО г. Якутска. Мы занимались анализом и проведением полевых и лабораторных исследований проб. Одним из самых интересных аспектов проекта было то, что исследования проводились в природной и в городской среде. Мы посещали различные места, собирали образцы воды и проводили различные измерения. Часть измерений проводили непосредственно на месте, такие как биофизические параметры эффективности первичных процессов фотосинтеза (FV/FM и PIABS). Это позволило школьникам не только получить практический опыт работы с оборудованием, но и узнать больше о местности и о различных водоемах и их состоянии. Одним из самых важных результатов проекта было то, что мы смогли определить качество воды в различных источниках и выявить проблемные водоемы и сопоставить наши результаты с исследованиями других исследователей. Например, мы обнаружили, что у озер г. Якутска преобладают органические вещества флуоресцирующие в области А и С (гуминоподобные вещества) по интенсивности области поглощения (UVA254) показано наличие высокого содержания органических веществ, что может указывать на загрязнение вод. В целом, летний научный проект по мониторингу состояния окружающей среды с использованием спектральных методов измерения люминесценции растворенной органики и измерения флуоресценции хлорофилла был не только интересным, но и полезным для общества. Школьники приобрели ценный опыт и знания, которые помогут им в будущем более осознанно относиться к окружающей среде и принимать меры для ее защиты” – тьютор Протопопов Федор Федорович, к.б.н., доцент Физико-технического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова».

“ЯМИШ предоставил нам, детям, шанс попробовать что-то новое и обрести знания и опыт. Наша команда больше всех совершала полевые выходы. Думаю, это было главным отличием и преимуществом нашей темы. Наш тьютор - Федор Федорович очень хорошо и подробно все объясняет, поэтому мы работаем оперативно, помогая друг другу. Я попробовала пользоваться разными приборами в лаборатории, увидела как работает электронный микроскоп. 

ЯМИШ подарил не только знания и опыт, но и новых друзей…” - Дьячковская Сайыына.



Проект 4. «Модифицирование поверхности сверхвысокомолекулярного полиэтилена фторопластом» 

“Данный проект носит характер научно-исследовательского проекта по полимерному материаловедению. Поверхность сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) претерпевает изменения когда она контактирует со фторопластовой пленкой во время горячего прессования и даже после отверждения СВМПЭ и удаления пленки фторопласта, на поверхности СВМПЭ остается тонкий слой из контактировавшей пленки.  В результате выполнения проекта гипотеза о взаимодиффузии двух полимеров при горячем прессовании подтвердилась. Посредством нескольких методов измерения исследовали модифицированную поверхность. Получили закономерности, например, при повышении температуры, при которой проводили горячее прессование, значение угла смачивания дистиллированной водой повышается, свидетельствуя об образовании более гидрофобной поверхности. Методом электронной микроскопии удалось визуально подтвердить наличие фторопластового слоя.

Участники подготовленные, уже опытные и самостоятельные для работы. Самоорганизуются хорошо, кооперируются, умеют распределяться по выполняемым задачам” - тьютор Федоров Андрей Леонидович, к.т.н., с.н.с. лаборатории материаловедения ИПНГ СО РАН.

“Наш проект назывался поверхностная модификация СВМПЭ фторопластом. Проект был интересным т.к. он был связан с химией, и у нас было много опытов и практических работ таких как взвешивание образцов после воздействий ультрафиолетовых лучей, еще мы определяли плотность образцов, их массу, еще мы побывали на очень интересной экскурсии на работу нашего тьютора Андрея Леонидовича Федорова. На экскурсии нам всем понравилось и было очень интересно в том плане, что работать на такой трудоемкой и сложной работе очень интересно и увлекательно.  Пять лет занимаюсь проектной деятельностью и мне по прежнему было интересно изучать что-то новое и интересное, ведь наука это не что иное как отображение действительности” - Карамзин Ян.

 

 

Проект 5. «Лингвистика эмоций: влияет ли билингвизм на эмоции?» 

“Над проектом «Лингвистика эмоций: влияние билингвизма на эмоции», реализованном в рамках Якутской межрегиональной исследовательской школы, работали 9 участников - обучающиеся школ Хангаласского района и города Якутск. Отрадно, что все участники высоко мотивированы, дисциплинированы, имеют живой интерес к научному проектированию и науке в целом. Их усердие и научное любопытство позволили добиться поставленных задач. Благодаря творческому подходу к работе, неординарности мышления, своей эрудированности, участники разработали экспериментальные методики по теме проекта, а их апробация, сбор репрезентативного эмпирического материала для исследования прошли успешно за счет высоких коммуникативных навыков участников, необходимых для проведения полевых работ” - тьютор Данилов Игорь Альбертович, м.н.с. международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова», м.н.с., научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям Института языкознания РАН.

“Я очень рада здесь находиться. Игорь Альбертович один из самых лучших преподавателей, у которых я когда-либо училась. Настоящий эксперт в своем ремесле. Интересно ведет лекции, доступно рассказывает, объясняет незнакомые дефиниции, направляет, указывает на ошибки, умеет находить подход с детьми. Хочется поблагодарить и сам МАН за оперативность и организованность. Еще благодарность вожатым. Самые милые и отзывчивые люди. С ними очень весело. Ни один огонек не был с ними скучным” - Васильева Сандаара. 

Проект 6. «Разработка антропоморфного манипулятора для колесного вездехода» 

 

“В целом, ребята на этой проектной смене пришли достаточно способные, в первые дни как это всегда бывает они не могли друг с другом кооперироваться, но позже уже все влились в работу. Разработали две роботизированные “руки”, каждый внес что-то свое, конечно не успели распечатать из-за отключений света. Знаю, что их ждёт большое будущее в разных сферах, если они продолжат совершенствовать свои навыки и умения” - тьютор Илларионов Тимур Андреевич, сотрудник компании Якутские космические системы

 

Со-тьютор Афанасьев Айсен Александрович, студент ИМИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»  

 

“Я очень рада во второй раз приехать в Малую академию наук! Мне нравится то, как они нас кормят, учат, проводят мероприятия и т. д. Я очень благодарна работникам Малой академии наук за то, что они за нами следят, кормят и обучают. И мне больше всего нравятся люди из ЯМИШ! Они такие милые и добрые. Буду скучать по ним.” - Трофимова Лия.

 

Проект 7. «Анализ космических снимков для изучения динамики ландшафтов в условиях изменения климата»  

“Общее впечатление - получено много опыта и общения. В первую очередь проектная работа - это умение выступать перед аудиторией, также развиваются исследовательские навыки” - тьютор Яковлева Ольга Юрьевна, студент ИЕН ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова». 

“Я выбрал проект анализ космоснимков, чтобы научиться делать карту по программе QGIS, и для дальнейшего развития моей научной работы. Мероприятия исследовательской школы очень познавательные!. В следующем году тоже хотелось бы принять участие” - Васильев Ньургун.

 

Проект 8. «Детектор космических лучей Cosmic Watch»

“Данный проект направлен на изучение космических лучей и элементарных частиц. Думая, что участники очень хорошо справились с целью и с поставленными задачами данного проекта. Съездили на экскурсию в Якутской установке ШАЛ и сняли некоторые показания с детекторов. Проанализировав данные, мы убедились, что существуют невидимые маленькие частицы, которые летают вокруг нас. Эти частицы могут создавать помехи в электроприборах, поэтому их изучение является актуальной проблемой. В общем и целом мы вместе хорошо провели время. Дети отлично себя проявили во время занятий. Показали свою способность к работе в научной деятельности. Надеюсь им было интересно” - тьютор Муксунов Никита Янович, инженер Института космофизики и аэрономии им.Ю.Г. Шафера» ЯНЦ СО РАН

“Все события, которые происходили в этом замечательном месте - остаются в памяти каждого из нас. Мне все очень понравилось в нашем проекте. За эти 10 дней мы экспериментировали и делали опыты, изучали различные научные темы и съездили в экскурсию в" Широких Атмосферных Ливней". А также познакомилась с интересными людьми в этом проекте и передаю огромную благодарность нашему тьютору, за то, что поддерживал нас и передавал нам знания. Мы узнали, что такое Камера Вильсона, сцинтилляционный детектор и многие другие открытия знаменитых высокопоставленных учёных. Надеюсь, что наша работа будет качественной и лучшей. Самое главное это - командный дух. Ведь это огромная возможность для нашего настоящего и ближайшего будущего времени” - Петрова Намыына.    

Проект 9. Разработка мобильного приложения "Мой МАН" (тьютор: Ефимова В.А., студент Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»).

“Работа по проекту идет хорошо. Школьники стараются и к 7 дню уже готовы дизайн-макет и презентация проекта. Осталась работа только над прототипом, в целом участникам очень нравится участвовать в проекте” - тьютор Ефимова Валерия Афанасьевна, студент Института математики и информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

“Я выбрал проект "Мой МАН". В течение 9 дней наша команда разрабатывает мобильное приложение для Малой академии наук. МАН оснащает детей всем необходимым, кабинетом, ноутбуками, жилыми комнатами. Проводятся вечерние мероприятия, спортивные состязания, профориентационные игры, развлекательные игры, викторины, просмотр фильма и т.д. В столовой пятиразовое питание, особенно нравится разнообразность и сытность. Очень жаль, что наша смена подходит к концу, мне очень понравилась эта атмосфера. Тут очень дружелюбные вожатые, готовые поддержать детей во всем. Надеюсь, что когда-нибудь я побываю в Малой Академии Наук ещё один раз” - Винокуров Эрсан.




Вожатые Якутской межрегиональной исследовательской школы подготовили для юных исследователей мероприятия, развивающие творческие способности и раскрывающие таланты юных дарований. 

 

Каждый участник Якутской межрегиональной исследовательской школы внес свой вклад в командное решение проектной задачи, и в будущем юные исследователи смогут продолжить свои исследования и представить работу в конференциях и конкурсах.

Желаем всем участникам никогда не останавливаться на достигнутом, с радостью и интересом познавать окружающий мир, пусть Ваши шаги в исследованиях станут дорогой уникальных научных открытий!



Поделиться в соц. сетях этой новостью