23.10.2020
Категории: Новости Объявления
Игры в бисер: литературное творчество учеников как цель и средство 27 ноября 2020 года 11.00. - 15.00. Россия, Санкт-Петербург
«…Язык знаков и грамматика Игры представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства <…> и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук»1. Тема игры опять вдохновила нас к действию, напомнив о том, что, сохраняя традиции Педагогики текста, мы снова и снова хотим пережить то «редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно»2.
Конференция, как всегда, запланирована на последний месяц осени. В этом году мы расширяем географию участников. Онлайн-формат позволит Педагогике текста преодолеть границы и расстояние.
Предметом нашего внимания является литературное творчество учеников, которое нам хочется рассмотреть как цель и средство образовательного процесса. Каждое из названных понятий имеет множество интерпретаций в педагогической практике. Участникам Игры предстоит осмыслить имеющиеся возможности, увидеть новые перспективы и в идеале создать свою Игру в бисер, понимая, что будущие и современные авторы, «люди духа», по-прежнему испытывают «страстное желание найти возможность выразить новые ходы своих мыслей, тоскуют о философии, о синтезе». Для многих учителей «прежнее счастье чистой замкнутости в своей дисциплине кажется уже недостаточным». «То там, то здесь кто-нибудь из ученых прорывается за барьеры специальной науки и пытается пробиться к всеобщности». Попробуем вместе помечтать о «новой азбуке, о новом языке знаков, который мог бы зафиксировать и передать новый духовный опыт» в литературном творчестве наших учеников.
Цели конференции:
- уточнить сущность литературного творчества как полифонического, многоаспектного вида творческой деятельности учеников;
- обосновать актуальность проблемы детского литературного творчества в эпоху Техно;
- обрисовать роль литературного творчества школьников в контексте целевых ориентиров современного образования;
- выявить тенденции развития и поддержки литературного творчества школьников;
- обозначить педагогические и методические проблемы освоения учениками опыта литературного творчества и предложить их решения в рамках и за рамками школьного курса.
Исследовательская повестка:
· На чем сфокусировать наши усилия? Каковы наиболее значимые факторы, обеспечивающие педагогическую эффективность поддержки и развития детского литературного творчества?
· Что представляют собой факторы и особенности системы образования, ограничивающие возможность создания условий для литературного творчества ученика? Нужно ли работать со всеми или только с литературно одаренными школьниками?
· Что понимать под «успешностью» литературного творчества школьников? Ориентируем ли мы ребенка на какую-то конкретную модель? Как соблюсти баланс общественных и личных интересов? Достижение каких целей ребенком в литературном творчестве в школе и после школы для нас является показателем успеха? Как успех литературного творчества в детстве влияет на счастье во взрослом возрасте?
· На что вообще можно повлиять? Являются ли способности к литературному творчеству врожденными или их можно развивать? На детях какого возраста стоит сфокусироваться? Когда уже поздно формировать готовность к литературному творчеству? Может быть, достаточно/важнее сфокусироваться на детях дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а это в свою очередь обеспечит результат и на следующих этапах взросления?
· Какова роль средовых факторов? Каковы риски и возможности цифрового пространства детского литературного творчества? На что влияет литературно насыщенная среда? Как сформировать у учеников культуру авторства?
· Как определить границы свободы и ответственности ребенка в литературном творчестве в силу его возраста? Как может ребенок выбирать и самоопределяться в литературном творчестве, если он еще «ничего не понимает в жизни»?
· Насколько мы готовы позволить ребенку ошибаться и рисковать, выбирая путь литературного творчества? Каковы границы педагогического контроля процесса литературного творчества учеников?
· Какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог, способный руководить литературным творчеством школьников? Как подготовить такого педагога?
· Какие ценности, потребности, установки современных школьников находят отражение в их литературном творчестве?
· Какова роль семьи? В чем проявляется влияние родителей на процессы литературного творчества школьников?
Программа конференции предполагает пленарную часть, проведение мастер-классов, выступления на секциях.
Оргкомитет. Председатель: С.И. Богданов – д.ф.н., профессор, ректор РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель Центра русского языка и славистики РАО. Заместитель председателя: В.В.Копылова – Вице-президент группы компаний «Просвещение» (по согласованию). Секретарь оргкомитета: И.В. Кочин – главный специалист Центра русского языка и славистики РАО. Члены оргкомитета: Е.И. Казакова – д.п.н., профессор, член-кор. РАО, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО; Т.Г. Галактионова – д.п.н., профессор, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО; В.Е. Пугач – к.п.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО; Е.С. Романичева – к.п.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (по согласованию); М. Фриз – координатор международных программ Бард Колледжа (по согласованию); М.А. Черняк – д.ф.н., профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена (по согласованию).
Организационные вопросы: Организационный взнос за участие в конференции не взимается. Для участия в конференции необходимо подать заявку и пройти регистрацию.
Регистрация открыта до 30 октября. Адрес регистрации: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScYeWG3ynJbIC7MWzY7QEejCNKOP6lkrxVeugKNFG7Bm8RGTA/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0&gxids=7628 Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок на выступление с точки зрения соответствия предложенной проблематике. Подтверждением участия является официальное приглашение и второе информационное письмо.
Поделиться в соц. сетях этой новостью