Новости Региональных отделений МАН: XIII комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников «Верхоянье – Полюс холода»

21.11.2018

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников  


Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников “Верхоянье-Полюс холода” организуется 13 раз (с 2006 г. по инициативе член-корр. РАН, академика АН РС (Я), доктора биологических наук Соломонова Н.Г.) на базе МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» МО «Верхоянский район». В работе экспедиции ежегодно участвуют педагоги и учащиеся школ Верхоянского и других районов Якутии, сотрудники научно-исследовательских институтов и преподаватели высших учебных заведений республики. Непосредственное общение учащихся и учителей с учеными – исследователями в процессе общей деятельности повышает уровень их научной подготовки. Главная особенность экспедиции – создание особой образовательной среды в полевых условиях, формирование навыков и умений полевой научно-исследовательской работы. Экспедиция в 2018 г. работала по следующим основным направлениям: орнитология, краеведение и физика.


     Экспедиция по направлению орнитология (Эгинский наслег уч. Осохтох)
Направление: орнитология.
Маршрут экспедиции: Батагай – с. Осохтоох – озеро Намы. Расстояние маршрута: 250 км. по реке. Обратно на моторной лодке
Дата проведение: 28 мая – 8 июня 2018 г.
Организаторы: МБОУ ДО “Центр детско-юношеского туризма и экскурсий” МО “Верхоянский район” РС (Я)
     Руководители научно-исследовательской экспедиции: Колодинский Николай Николаевич директор МБОУ ДО ЦДЮТиЭ; Слепцов Николай Петрович – педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДЮТиЭ; Слепцов Николай Васильевич – методист МБОУ ДО ЦДЮТиЭ.
     Помощники: Семенов Руслан Русланович – директор МБОУ «Осохтохская НОШ» Стручков Афанасий Афанасьевич – моторист; Стручков Константин Афанасьевич - моторист, Семенов Руслан Прокопьевич – моторист, Заболоцкий Василий Васильевич – тракторист; Горохов Юрий Иннокентьевич, Цуканова Валентина Александровна – хозяйка базы экспедиции на озеро Намы; Соловьев Иннокентий Иванович, Заболоцкий Алексей Алексеевич – проводники;
     Участники экспедиции:
1. Винокурова Кристина Андреевна, ученица 8 кл. Батагайской СОШ
2. Ефимова Мария Сергеевна, ученица 10 класса Эгинской СОШ
3. Потапов Айаал Дмитриевич, ученик 8 кл. Батагайской СОШ
4. Потапов Владислав Борисович, ученик 8 кл. Батагайской СОШ
5. Романов Тимур Сергеевич, ученик 8 кл. Батагайской СОШ
6. Слепцов Сергей Сергеевич, ученик 8 кл. Батагайской СОШ
7. Томская Татьяна Павловна, ученица 10 класса Эгинской СОШ;
8. Филиппов Филипп Владиславович, ученик 8 кл. Батагайской СОШ
     Фенология прилета птиц весной. Виды перелетных птиц. Ведение коллективного журнала наблюдений. Определение сроков прилета птиц весной. Обобщение всех участников наблюдения.
Определение птиц в природе. Комплексный маршрутный учёт птиц.
Птицы местной фауны. Определение видов птиц местной фауны. Виды птиц местной фауны, требующие особой охраны.
Исследования: орнитология – гусеобразные, ржанкообразные и воробьиные отряды птиц Палеоарктики: гуси, утки, водные птицы и желтая трясогузка.
Новые знания и опыт:
- уникальный опыт наблюдения за жизнью и поведением птиц водных, околоводных, ивовых по опыту работ предыдущих экспедиций на базе МБОУ ДО «ЦДЮТиЭ» с МБОУ «Эгинская СОШ» и с орнитологами ИБПК СО РАН – Исаевым Аркадием Петровичем, д.б.н.; Шемякиным Евгением Владимировичем к.б.н.
     Задачи экспедиции:
Образовательные:
• дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;
• научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полету;
• научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учеты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;
• расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;
• знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;
• осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
• обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.
Воспитательные:
• создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
• воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
• создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
• развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учебе;
• укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.
Развивающие:
• создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
• создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
• активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
• развивать наблюдательность и внимание;
• развивать коммуникабельность детей;
• вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических, исторических проблем.
 
1 1
1
    Конная экспедиция по направлению краеведение (Сартанский наслег с. Юнккюр)
Направление: краеведение.
Маршрут экспедиции: Батагай – с. Юнкюр – Хороту – Хаастыыр – Буор Кюель – Хороту – с. Юнкюр - Батагай. Общее расстояние маршрута: 740 км.
Дата проведение: 21 июня – 6 июля 2018 г.
Организаторы: МБОУ ДО “Центр детско-юношеского туризма и экскурсий” МО “Верхоянский район” РС (Я), МБОУ «Сартанская СОШ» МО “Верхоянский район” РС (Я).
    Руководители научно-исследовательской экспедиции: Пасетсит Ликхит Самсанитович – педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДЮТиЭ, Слепцов Николай Васильевич – педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДЮТиЭ, Слепцов Сергей Афанасьевич, мастер производственного обучения МБОУ «Сартанская СОШ» – проводник.
Помощники: Слепцов Владимир Владимирович – директор МБОУ «Сартанская СОШ» Слепцова Наталья Владимировна – глава МО «Сартанский наслег». Алексеев Григорий – моторист;
    Участники экспедиции:
1. Белолюбский Иван Романович, ученик 9 класса МБОУ «Сартанская СОШ»;
2. Бурцев Иван Дмитриевич, ученик 8 класса МБОУ «Сартанская СОШ»;
3. Слепцов Айтал Сергеевич, ученик 4 класса МБОУ «Сартанская СОШ»;
4. Слепцов Денис Павлович, ученик 8 класса МБОУ «Сартанская СОШ»;
    Цели:
- Воспитание любви к Отечеству, расширение знаний по истории и природе родного края.
- Воспитание гражданственности через изучение истории родного края.
- Развитие навыков научно-исследовательской работы через работу с очевидцами событий.
- Разыскать, сохранить материалы, имеющие научно-историческую ценность для изучения истории родного края.
- Сформировать у подрастающего поколения представление о родном крае. Задачи: Образовательные:
- Развивать кругозор и ориентации во времени, знания о прошлом и настоящем своего села.
- Развивать наблюдательность, мышление детей, привить бережное отношение и любовь к природе.
- Совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках чтения, культуры народов Республики Саха (Я), окружающему миру.
- Совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов. Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории и природы.
- Пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу.
- Формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле. Развивающие:
- Развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков.
- Реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся.
- Развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.
 
1 1
1 1
   30 июня маршрут на озеро Буор-Кюель и гора Эрэгэй. Из озера Буор-Кюель взяли пробу воды и почвы для химического анализа, также измерили точный
размер озера с помощью gps-навигатора. По рассказам местных жителей здесь вода соленая и народ применяет ее для лечебных целей. Вокруг озера очень много следов животных: лося, оленя, лошади, что свидетельствует о солености озера. Следующая цель гора 8р8г8й, это одна из самых высоких гор данной территории, здесь растет карликовая береза больших размеров ее размер больше 3 метров, также обнаружили кустарниковое растение неизвестное нам и местным.
   1 июля подготовка к обратному маршруту. Наконец с благодарностью отпустили лошадей и перестали их тревожить.
   2 июля обратный путь в с. Юнкюр на моторной лодке.
   3 июля закрытие экспедиции и вручение сертификатов участникам.
 
   Экспедиция по направлению физика (п. Батагай – Батагайка – оз. Кумах)
 
1 1
 
  Сама экспедиция не единичное событие. За ней следует череда исследований, работа по оформлению и представлению результатов. Школьники активно участвуют в научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. Они готовят и организуют выставки, ведут природоохранную работу.
  Неизгладимые впечатления, полученные учениками в экспедициях, от незыблемости девственной тайги. Хочется отметить, что экспедиции еще и мощный фактор сплочения детского коллектива, любви к родной земле.
 
Слепцов Николай Васильевич
педагог дополнительного образования МБОУ ДО
“Центр детско-юношеского туризма и экскурсий”
МО “Верхоянский район” РС (Я)



Поделиться в соц. сетях этой новостью