УСПЕХ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ НА ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ "БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ"

27.07.2018

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Квантумы МАН Кванториума РС(Я)     Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей  


По результатам регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», проведенного ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» в январе 2018 года, в заключительном этапе конкурса в Образовательном центре «Сириус» г. Сочи приняли участие 14 якутских школьников. Общее количество участников регионального этапа конкурса по России составило более 41 000 школьников 8-11 классов. Июльская смена "Большие вызовы" со 2 по 26 июля охватила 400 участников из 56 регионов России. Всего в конкурсе учащиеся работали над 60 проектами в 12 направлениях, ориентированных согласно стратегии научно-технологического развития страны.


Большие вызовы − это одновременно и проблемы, и возможности. Их нельзя решить и реализовать, используя только те знания и подходы, которые у нас есть сегодня. Это то, что требует новых подходов, нового знания, нового видения...

А. А. Фурсенко, помощник Президента Российской Федерации

Все вместе мы создаем новую профессиональную среду. Я уверена, что мы так же вместе продолжим наш путьсоздавая новое и поддерживая друг друга.

Е.В. Шмелева, руководитель Фонда "Талант и успех"

 

    Образовательный центр "Сириус" создает условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей и объединяет профориентационные, образовательные, творческие, исследовательские ресурсы для развития и профессионального становления детей. 

1

    Основным способом работы с учащимися в Центре является проектная деятельность. Школьный проект опирается на те же понятия и стандарты, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании. В ходе проектной работы участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна, она разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками, участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат, он получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.

1

     За время, проведенное над разработкой проектов, школьники проводили исследования в самых разных научных сферах: работали над созданием прочного, но прозрачного бетона, искали методы борьбы с опустыниванием и изучали мозговые механизмы погружения в виртуальную реальность, разрабатывали технологии получения перспективных флуоресцентных белков. Учащиеся Республики Саха (Якутия) работали в составе команд над следующими проектами:

1. направление "Освоение Арктики и Мирового океана":

- "Создание системы мониторинга и прогноза ледовой обстановки в арктических морях по данным спутниковой съемки" (Оконешникова Анастасия, МБОУ "Черкехская СОШ им. П.А. Ойунского", Таттинский улус);

- "Цифровой секстан" (Андреев Родион, МОБУ "Якутский городской лицей", г. Якутск);

2. направление "Нейротехнологии и природоподобные технологии":

- "Изучение флуоресцентного кальциевого сенсора, используемого для визуализации биологических процессов" (Белолюбская Ксения, МОБУ "Якутский городской лицей", г. Якутск) - I место в направлении;

3. направление "Умный город и безопасность":

- "Создание модели прогнозирования данных в сфере ЖКУ" (Сутаков Артем, МБОУ "Амгинский лицей им. академика Л.В. Киренского", Амгинский улус);

- "Аудиомаски Вконтакте" (Горохов Николай, МОБУ "Национальная политехническая СОШ №2", г. Якутск);

4. направление "Агропромышленные и биотехнологии":

- "Анализ влияния условий выращивания микрозелени в автоматизированной теплице на содержание биологически активных веществ" (Титов Георгий, МАОУ "Саха политехнический лицей");

5. направление "Современная энергетика":

- "Автономный энергоэффективный жилой комплекс для Арктической зоны России с использованием возобновляемых источников энергии и систем накопления" (Алексеев Владимир, МБОУ "Таттинский лицей им. А.Е. Мординова", Таттинский улус, Иванов Тускул, ГБОУ РС (Я) "Республиканский лицей-интернат") - I место в направлении и номинация "Приз зрительских симпатий";

- "Повышение надежности системы технического водоснабжения гидроэлектростанции" (Платонов Валентин, МОБУ "Национальная политехническая СОШ №2", г. Якутск);

6. направление "Нанотехнологии":

- "Создание различных видов инновационных современных бетонов с использованием наномодифицированных компонентов" (Колмаков Николай, Колмакова Арина, Павлова Любовь, МБОУ "Нижне-Бестяхская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов", Мегино-Кангаласский улус);

- "Создание и апробация нанопрепаратов гуминовых веществ торфа" (Сафронова Юлия, МОБУ "Якутский городской лицей", г. Якутск) - I место в направлении;

7. направление "Большие данные, машинное обучение и финансовые технологии":

- "Интеллектуальный помощник call-центра" (Новгородов Арсений, МБОУ "Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова", Намский улус).

1  1

     1  1     

   1  1   

     Участники всероссийского конкурса научно-технологических проектов получили бесценный опыт работы над инновационными проектами Будущего. Для всех участников программы "Большие вызовы" вектором личностного развития стали слова руководителя Фонда "Талант и успех" Елены Владимировны Шмелевой, которые были озвучены в адрес школьников - выпускников Образовательного центра "Сириус": "Та модель, которую мы применили, и те задачи, которые вы здесь решаете, позволят вам, уехав из "Сириуса", через год-два стать студентами ведущих российских вузов и очень быстро оказаться внутри тех проектов, программ, задач, о которых мы будем сегодня говорить. Здесь у вас есть уникальные педагоги и уникальные возможности. Они помогут вам определиться с выбором, который будет определять завтрашний день каждого из нас...".

 1 1 1  1 1 1

    Подробнее расскажем о трех самых актуальных по решению экспертной конкурсной комиссии проектах команд, в числе которых ребята из якутской делегации приняли большие вызовы современной науки и техники.

   В направлении "Современная энергетика" было много новых и интересных проектов, готовых к внедрению, так проект энергоэффективного дома в арктических условиях решает проблему применения возобновляемых источников энергии ветра и солнца при низких температурах. Ребятами был проанализирован  материал по изучению энергоэффективных технологий при строительстве домов в суровых климатических условиях и создана модель дома с системой контроля освещения через приложение в телефоне. По словам авторов, в среднем планируется реализовывать около четырех жилых комплексов в месяц в зависимости от сезона, в расчеты включены все затраты, включая работу персонала и аренду помещений. Индекс прибыльности составил больше единицы, что является показателем перспективности проекта.

    Проект о нанопрепаратах гуминовых веществ торфа был отмечен как лучший в направлении "Нанотехнологии".  Измельченный до наноразмерных частиц торф авторы предложили использовать для очистки от ионов тяжелых металлов и повышения плодородности почвы. Все выводы были подтверждены экспериментально, а применяемая технология не наносит вреда окружающей среде, что является одним из ценных выводов проекта.

     Участникам проекта "Изучение флуоресцентных белков, используемых для визуализации биологических процессов в клетке" удалось синтезировать новый флуоресцентный белок на основе биологического материала медузы и гриба. Командой проведена его базовая биохимическая характеристика, определены конкурентные преимущества по сравнению с другими подобными белками. Ребята планируют продолжение сотрудничества с НИЦ "Курчатовский институт" и уже готовят публикацию статьи по материалам своего исследования в научном журнале.

1   1

     Успех наших ребят очевиден − каждый внес личный вклад в развитие современной науки и готов к новым научным открытиям:

     Белолюбская Ксения: "В июле в образовательном центре "Сириус" проходила проектная смена "Большие вызовы", участником которой мне посчастливилось стать. В течение трёх недель мы занимались решением задач, отвечающих Стратегии научно-технологического развития России. Стажеры - именно так нас называют, чтобы подчеркнуть статус молодых ученых, а не просто школьников - получили уникальную возможность сотрудничать с ведущими учеными и организациями, работать на современном дорогостоящем оборудовании, посещать интересные лекции лучших преподавателей. Все проекты, представленные на смене, были разделены на 12 направлений. Я работала в области "Нейротехнологии и природоподобные технологии", где занималась изучением флуоресцентных кальциевых сенсоров, используемых для визуализации биологических процессов в клетке. Этот проект курировали сотрудники НИЦ "Курчатовский институт", которые в дальнейшем продолжат работу по изучению флуоресцентных белков, проведут рентгено-структурный анализ полученного нами белка и опубликуют статью в международном научном журнале, указав нас в благодарностях. Таким образом, мы станем частью большого научного исследования, и, к тому же, у нас будет первая серьезная публикация. Наша работа была высоко оценена членами жюри - проект признали лучшим в направлении и мы с командой презентовали его на финальной защите. Хотя Сириус и является в первую очередь образовательным центром, мы успели не только усердно поработать, но и подружиться со многими ребятами. На смене собралось огромное количество интересных людей, мотивированных на учебу. В дальнейшем эта дружба может перерасти в настоящее научное сотрудничество, ведь большинство ребят собираются стать учеными и продолжить работу в выбранной области".

    Сафронова Юлия: "Проведённое время в "Сириус" было не только продуктивным и полезным для саморазвития, но и невероятно приятным из-за особой атмосферы, которая, я верю, присуща только этому месту. Площадка для реализации проектов своим стилем, а также помещениями с настоящим действующим оборудованием может пробудить в любом ребенке желание работать над собой и получать знания сразу в нескольких направлениях, а также способствует погружению в проект. Многочисленные лекции, общение с ведущими в своей области специалистами, а также успехи и прогресс других стажеров стимулируют к работе и стремлению получать знания всеми доступными способами. В свободное от занятий по проектам время были организованы различные активности, которые были настоящей перезарядкой после напряженного дня: сборы команд, вечерние клубы, дискотеки, прогулки по территории Сириуса, экскурсии, танцы и рисование на переменах между профильной программой. Работая над своим проектом "Создание и апробация нанопрепаратов гуминовых веществ торфа", я получила бесценный опыт работы в лаборатории и некоторые знания в области коллоидной химии".

    Платонов Валентин: "Смена прошла продуктивно и интересно. "Сириус" дает возможность определить, кто ты и кем ты хочешь стать. Это некий свет, указывающий на твой жизненный путь. В ряду педагогов есть опытные кураторы, готовые в любую минуту помочь. Этот центр не похож ни на один в России".

 1

   Оконешникова Анастасия: "Во время проектной смены мы каждый день слушали увлекательные лекции ведущих профессоров. И было приятно познакомиться с целеустремленными, мотивированными людьми. Я работала в направлении "Освоение Арктики и мирового океана". В ходе проектной работы мы создали методику мониторинга мирового океана по данным спутниковой съемки. Эта тема сама по себе была сложной, как и все проекты. Но вместе с тем было интереснее находить, придумывать решение проблемы. Наверное, каждый из нас открыл для себя что-то новое".

    Андреев Родион: "Проектная смена "Большие вызовы" в замечательном центре "Сириус" открывает простор для возможностей и для самореализации. Работая над прикладными задачами в сотрудничестве с ведущими предприятиями, вузами страны и мира, такими как МГУ, Роскосмос и РКК "Энергия" мы окунулись в драйв научно-исследовательской и инженерной работы. Даже работая над проектом не по своему профилю, участник программы - стажер - благодаря усилиям мотивированных руководителей вместе со своими товарищами-участниками познает что-то новое. Будь то освоение сугубо прикладных компьютерных технологий или теоретические основы биологии. Но не менее значительным в жизни стажера "Сириуса" станет знакомство с замечательными, одаренными ребятами со всех краев нашей страны. Именно такие люди вдохновляют нас на новые свершения. Свою работу в рамках направления "Освоение Арктики и Мирового океана" под покровительством Национальной технологической инициативы "Маринет" считаю успешной и надеюсь продолжить такую же плодотворную работу с фондом "Талант и Успех"".

     Новгородов Арсений: "Во всей программе "Большие вызовы" было видно, что организаторы ОЦ "Сириус" очень ответственные люди, также они постарались уделить внимание детским увлечениям и придумали клубы, где каждый, выбрав себе один из них, может развиваться и продолжать заниматься любимым делом. Я записался в клуб "Волшебство акварели", так как мечтал научиться техникам рисования. Среди участников я встретил целеустремленных и увлеченных детей. Проектные руководители оказались первоклассными и общительными. Все лекции были незабываемые. Темы для изучения сложные, и здесь порой, если реально желаешь с твердой хваткой одержать победу, приходится жертвовать желанным отдыхом. Вывод один: работа важнее. Я искренне рад тому, что получил столь огромные опыт и знания и благодарю организаторов, лекторов, медицинский персонал и кураторов!"

1   1

     Благодарность выражают родители участников программы:

   Семья Титовых: "Наша семья благодарна команде Малой академии наук Республики Саха (Якутия) за то, что дали возможность участвовать в проекте "Большие вызовы" нашему сыну, быть в числе лучших учеников страны, получить опыт участия в командной работе".

    Семья Алексеевых: "Безмерно благодарны Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) и Малой академии наук Республики Саха (Якутия) за организацию регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов, за то, что дали возможность нашим детям проявить себя наравне со сверстниками со всех уголков России, за бесценный опыт работы в лучшем образовательном центре страны - "Сириус"! Не сомневаемся, что за эти ребятами будущее нашей республики. Желаем и впредь поддерживать одаренных детей. Спасибо вам за ваш труд!"

    Семья Колмаковых: "Наши дети, занимаясь исследовательской деятельностью, стали выпускниками научной программы лучшего образовательного центра России! Это очень хорошая мотивация для всех детей нашей Республики. В прошлом году всего лишь трое школьников приняли участие в смене "Большие вызовы", а сейчас благодаря Малой академии наук поехала целая делегация. Благодарим образовательный центр "Сириус", Фонд "Талант и успех" за такую замечательную возможность детей быть причастным к большим вызовам современности, Министерство образования и науки и Малую академию наук Якутии за кураторское сопровождение наших детей и эффективную организацию регионального этапа конкурса!"

1

    От имени учащихся, родителей, Малой академии наук Республики Саха (Якутия) благодарим Владимирову Людмилу Федоровну, учителя английского языка МБОУ "Нижне-Бестяхская СОШ №2 с углубленными изучением отдельных предметов", сопровождавшую делегацию участников программы "Большие вызовы".

   Благодарим всех наших ребят за трудоспособность, мотивацию, активность и целеустремленность, проявленные в период смены, желаем всем новых достижений в новом учебном году!

1

 Филиппова В.В., научно-методический отдел ГАУ ДО РС (Я) "МАН РС (Я)"

 

В статье использованы материалы сайта www.sochisirius.ru



Поделиться в соц. сетях этой новостью