Международная исследовательская школа – 2017

14.07.2017

Категории:   Новости     Международные программы  


С 25 июня по 5 июля на базе Малой академии наук прошла 10-ая по счету Международная исследовательская школа. Более 70 школьников, увлеченных наукой, собрались в с. Чапаево на базе Малой академии наук РС (Я) для создания собственного уникального исследовательского проекта. География участников охватила такие страны, как Китай, Таиланд, Филиппины, Мексика, а также из России – Бурятия, г. Москва, г. Химки и Республика Саха (Якутия).


72 школьника, 11 лидеров делегаций, 22 тьютора (по 2 руководителя для каждого из 12-ти проектов), 15 организаторов, 6 волонтеров, всего более 120-ти человек задействовано на проведение Школы.

В рамках Школы прошел ряд семинаров и лекций по актуальным проблемам современной науки. Доктор биологических наук Елена Троева прочитала познавательную лекцию о природе Якутии, о ее флоре и фауне, которая особенно понравилась гостям, желающим узнать о новом, незнакомом для них месте. Кандидат физико-математических наук Евгений Баллад провел семинар про «Научную коммуникацию», а именно про то, как представить свой проект; этот семинар был очень познавателен и чрезвычайно полезен для детей, ведь через несколько дней они должны были подготовить свою собственную презентацию. Научный руководитель Международной исследовательской школы, заведующий кафедрой психологической антропологии МПГУ, кандидат психологических наук, профессор Алексей Обухов и кандидат биологических наук, победитель номинации «Учитель года» Московского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2017» Иван Смирнов поговорили  о конвергенции наук и технологий.

Не менее насыщенная и интересная культурная программа – день в МИШ начинается с зарядки, но с зарядки необычной – каждая делегация проводила ее в формате традиционных подвижных игр стран, и это было одно из немногих случаев, когда дети действительно с радостью вставали рано утром на зарядку. А по вечерам участники учили якутские танцы и танцевали флэш-моб под «Якутяночку», проходили волейбольные и футбольные матчи, мастер-класс по пейзажной живописи, вечер национальных культур, дискотеки, вечера песен, ритуал «Завершение дня». Для ребят также были организованы экскурсии в Музей минералогии, Сокровищницу, Музей «Дружба», Институт мерзлотоведения, Музей мамонта, Музей археологии и этнографии, Булуус.

Начать с нуля научное исследование непросто даже для опытного ученого, а для школьников 15 – 16 лет создать проект на английском языке в группе с детьми из разных стран кажется очень сложным. Но за небольшой срок ребята стали настоящими учеными, научились реальному исследовательскому процессу в реальных условиях – у них были выезды и экспедиции для полевых работ, на места раскопок, химические лаборатории и клиники в Якутске, на местность Еланка. Школьники разделились на 12 интернациональных команд и занялись разработкой 12-ти интересных, практически направленных экспресс-проектов под руководством тьюторов – молодых ученых-педагогов. На это им дано было всего 10 дней. Каждый день ребята старательно занимались своими проектами – в столовой шли увлеченные беседы про то, какая музыка позволяет человеку быстро уснуть, а сразу после обеда или ужина они бегали в аудитории достраивать свой прототип робота, создавать свои собственные духи или же закончить психологический эксперимент.

Как настоящие ученые участники МИШ показывали презентации Power point на проекторе, демонстрировали свои модели на сцене и отвечали на вопросы аудитории и экспертов. В зале присутствовали почетные гости – участники Международной конференции по математическому моделированию, первый Президент РС (Я) Михаил Николаев и Министр образования и науки РС (Я) Владимир Егоров.

Техническое направление было представлено проектами по робототехнике, вычислительной физике, электронике и бионике. Рробототехники сделали робота-мамонта «Мамо-Бота» с тьюторами Хуаном Альберто Гевара Харамийо из Мексики и Евгением Абрамовым из Октемского лицея. Ребята из проектной группы «Физический анализ хаотических и динамических систем с использованием вычислительных методов» под сопровождением Йеппе Вилдпас Петерсена из Дании и Андрея Яковлева из Якутии доказали, что физика – это не слишком уж сложная наука, если относиться к ней со страстью и с долей юмора, проведя аналогию между физикой и сюжетом про Ромео и Джульетту. Любители электроники вместе с тьюторами Маликой Ираналиевой из Самары и Даницей Деспотович из Сербии исследовали актуальную в данное время проблему человеческого восприятия и машинного. Важным для общества оказался результат проекта Ивана Попова из Якутии и Симоны Дурич из Сербии по бионике (медицина и электроника), где был разработан электромиографический протез кисти . Участники МИШ создали и даже продемонстрировали, как работает протез, надев на руку Михаила Николаева. Прототип такого функционального протеза повторял движения первого Президента Якутии.

Проекты естественных наук были особенно интересны. У проектной группы по экологии «Этапы восстановления растительного покрова в лесах Центральной Якутии после пожаров» (тьютор Иван Савинов) было самое большое количество выездов для работ в полевых условиях – ребята ездили на места пожаров, анализировали фауну местности и смогли идентифицировать растения, которые росли в этом месте. Тьюторы Евгений Баллад из Москвы и Николай Вангор Бэрентсен из Дании и ребята группы по акустике провели эксперимент и нашли соответствия между аккордами, цветами и эмоциями, а также записали свой музыкальный трек, записанный с помощью подручных материалов. Второй проект по экологии «Мерзлота и северные экосистемы» изучал вечную мерзлоту, на которой стоит вся Якутия, и школьники с тьюторами Александрой Поповой из Якутии и Желькой Майич из Хорватии ездили в поле и почти нашли вечную мерзлоту – они копали замерзшую землю и смогли дойти до уровня, когда температура достигла - 6 °С. По проекту «В поисках мамонта» тьютор Константин Протодьяконов из Якутии и школьники из разных стран ездили на раскопки и нашли настоящие останки мамонтов, однако их находкой ребята не обошлись – они также создали 3-D модель древнего мамонта. Во время защиты проектов актовый зал Малой академии наук РС (Я) наполнился ароматами натуральных духов, которых участники проекта по химии «Выделение эфирных масел из растений и их применение для получения натуральных духов», создали сами с тьюторами Алексеем Косаревым (Москва) и Иваной Евтич (Сербия). А изучив стадии и фазы сна, группа по нейрофизиологии «Музыка и сон. На волнах мозговых волн» (тьюторы Антон Лукашевич (Москва) и Тим Презель из Словении) сравнила, какие звуки благоприятно влияют на мозговые волны человека, а какие, наоборот, вызывают дискомфорт в процессе сна.

Историческая антропология и психология – два проекта МИШ социально-гуманитарного направления. Историю передвижения столицы нашей республики от маленькой крепости на берегу реки Лены до Якутска наших дней изучала группа исторической антропологии «Путешествующий город» (тьюторы Роман Шляхтин из Москвы и Айтал Яковлев) и создала зону видимости с помощью GoogleEarth. Собственно «Мышление человека», а точнее логическое мышление, изучали юные исследователи проекта по психологии (тьюторы Ольга Гаврилова и Евгений Пережев).

Помимо этих 12-ти проектов школьников свой проект представили и лидеры делегаций, которые исследовали мотивацию детей. Наблюдения за работой проектных групп, взаимодействием учеников друг с другом или с тьюторами, методику преподавания тьюторов, анализ окружающей обстановки во время занятий, а также анкетирование участников МИШ показали, что в зависимости от количества учащихся в группе или характера исследования мотивация или конкурентоспособность меняются. Лидеры делегаций дали рекомендации оргкомитету МИШ полезные рекомендации для их будущих проектов.

Каждый проект был по-своему важен, неповторим, интересен и вызывал множество обсуждений и размышлений, вопросы тьюторов, экспертов и самих участников сыпались с зала. Только в силу регламента презентации не превращались в научную дискуссию людей, увлеченных исследованиями. Стоит отметить, что и защита проектов, и ответы на вопросы проходили на английском языке, и прошло это на самом высшем уровне.

После защиты проектов всех ждал заслуженный отдых и самая долгожданная часть Школы – путешествие на национальный парк Ленские столбы. Сразу после представления результатов своих исследований и церемонии закрытия, все участники поехали на речной порт г. Якутска, где их ждал теплоход «Демьян Бедный», торжественный ужин и дискотека на Солнечной палубе. Рано утром теплоход прибыл на священное место Ленских столбы, где алгысчыт провела обряд очищения, благословила гостей земли Олонхо и помазала углем тех, кто посетил это место в первый раз. Затем участники МИШ, взойдя на вершину Столбов, пришли в восторг от неописуемой красоты Ленского края и вдоволь сфотографировались на фоне уникального пейзажа. День продолжился на теплоходе и прошел трогательный прощальный вечер, где было показано видео о МИШ. Организаторы подготовили чудесные подарки, которых каждый смог взять с собой – драгоценные камушки, символизирующие камни с берегов реки Лена. Также участники подарили друг другу самодельные открытки, где каждый написал свои пожелания, и связали на память узелок каждому, кто запомнился во время Школы.

Так завершилась 10-ая Международная исследовательская школа. Мы рады сообщить, что в следующем году 11-ая Школа пройдет также в Якутии в рамках Международных исследовательских игр.

 

Мария Можаева, лидер делегации из Лицея №17 г. Химки

 

В самой IRS мы встретили много новых друзей. И много новых идей! Новые открытия, новые знания, новый опыт, которые не получишь в обычной жизни. Такое невероятное смешение людей из разных стран, разных культур, традиций. Мир становится все более родным, ведь и на других континентах теперь у нас есть друзья, которые разделяют наши научные интересы, наши мечтанья. Нам всем будет всегда вспоминаться Якутия. И мы хотим вернуться туда: где бескрайние просторы, прекраснейшая волшебная музыка, удивительные люди!

 

Акулина Иванова, участница из Якутии, действительный член Малой академии наук

 

Впечатление о школе очень хорошее! Всё было на высшем уровне. Конечно, хотелось бы больше времени, так как десять дней мало для научной работы. Да, и общение с иностранцами только начиналось. Что я получила от МИШ 2017? Я получила опыт работы по проекту экология (вечная мерзлота), преодолела языковой барьер, завела много новых друзей, узнала многое о разных народностях. 

 

Равер де Гузман, участник из Филиппин

 

Я интроверт, но в Якутске очень сложно не подружиться, потому что здесь люди очень дружелюбны и гостеприимны. На протяжении всей нашей совместной работы в проекте мои связи с моими  постепенно усиливались. Мне определенно не будет хватать моментов, которые мы пережили в IRS, особенно сейчас, когда между нами тысячи миль.

 

Итцкоатл Нуньез, лидер делегации Мексики

 

Я задавался вопросом, что же мы будем делать в неизвестном уголке мира в -30 °, на другом континенте, другой язык, другая культура, без друзей, только два чемодана, подросток и шляпа в чарро. Но в первый же день нас встретили самой искренней улыбкой, и мы снова были дома! И следующие 10 дней были захватывающими и потрясающими. Каждый день – приключение, каждый день мы находили что-то действительно новое и уникальное, а с новыми друзьями мы разговаривали на разных языках одновременно! 

Фото по ссылке : http://lensky-kray.ru/index.php?r=gallery/view&id=82



Поделиться в соц. сетях этой новостью