Слова благодарности от Игоря Георгиевича Сухина

24.10.2016

Категории:   Новости  


Ректору Малой академии наук Республики Саха (Якутия)Владимиру Анатольевичу Егорову от лауреата Фонда Первого Президента Республики Саха (2012 г.), снс Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва)Игоря Георгиевича Сухина.


Уважаемый Владимир Анатольевич! 

Выражаю глубокую признательность Вам лично и Малой академии наук Республики Саха (Якутия) за высокий уровень организации курсов для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по моему Федеральному курсу "Шахматы – школе: Второй год обучения" в условиях реализации ФГОС" в октябре 2016 года, проведённых на базе Малой академии наук Республики Саха (Якутия), и в организацию которых всю душу вложил Отдел дошкольного и начального образования МАН РС (Я).

Курсы прошли чудесно, благодаря большой подготовительной работе, проведённой руководством и сотрудниками МАН РС (Я). За всё это Вам огромное спасибо!

После того как шахматы в России были признаны важным ресурсом развития детей (а к октябрю 2016 года – это мощный не только общероссийский, но и общемировой тренд, достаточно изучить, к примеру, только вот такие веб-страницы: ссылка  и ссылка, я проводил подобные курсы во многих регионах РФ: в Москве, Забайкальском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Тыва, Томской, Курганской, Челябинской, Пензенской и других областях. В каждом из данных регионов были предоставлены отличные условия для работы, но исключительно высокий уровень организации курсов в Малой академии наук Республики Саха (Якутия) впечатлил.

Не буду голословным – вот факты. Заблаговременно, перед проведением курсов, я просил: 1) обеспечить слушателей УМК "Шахматы – школе" (по которым ведётся основная работа на курсах); 2) обеспечить техническую сторону – предоставить проектор, компьютер, экран для показа звуковых презентаций и видеофильмов, магнитную демонстрационную шахматную доску и т.п.; 3) подготовить для раздачи каждому слушателю достаточно информации на бумажных носителях (программу курсов, информацию о лекторе и т.п.); 4) дать возможность слушателям переписать на свои флешки мой подарок: конспект важнейших теоретических вопросов, конспект части лекционного материала, авторские электронные презентации к урокам, фрагменты авторских видео-уроков и другой дополнительный материал. И др.

Всё это (и многое другое) было чётко предоставлено и сделано. И каждая мелочь учтена. Очень важно, что Вашим сотрудникам удалось собрать аудиторию педагогов, которой искренне интересен аспект шахматного образования, поэтому мне работалось легко, с воодушевлением. Слушатели занимались на совесть, с полной отдачей. 

На этих курсах главным было именно максимально практико-ориентированное обучение "Шахматно-задачной технологии Сухина", поэтому каждый из слушателей лично прорешал огромное количество задач из учебника "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем". Самым главным на курсах было, чтобы слушатели  "пропустили через себя" все эти задачи для того, чтобы понять, с какими именно трудностями столкнутся дети при дальнейшем обучении. Каждый из них побывал у демонстрационной доски и как ученик, и как педагог, проводящий урок по технологии Федерального курса "Шахматы – школе". Порадовала активность аудитории (это ещё одно подтверждение, что на курсы были призваны именно те педагоги, которым это нужно для жизни, а не для галочки). 

Высочайшая отдача Ваших педагогов окрыляла, и каждый день я с огорчением принимал время окончания работы – с такими старательными слушателями хотелось работать ещё и ещё. Поэтому в один из дней я дополнительно организовал в "послеурочное" время с 19.00 до 22.00 проведение на гигантских шахматах партии, половину которой я в учебных целях провёл "вслепую" (то есть, не глядя на доску) против команды участников курсов, возглавляемой четырьмя сильными перворазрядницами. Всегда работаю на курсах и семинарах с отдачей не в 100%, а в 200%, поэтому замечательно, что и аудитория работала с хорошей отдачей. 

Как это ни парадоксально, но пока ещё во всём мире в 99% случаев к шахматам относятся лишь как к спорту, и лишь в 1% случаев – как к очень важной учебной дисциплине (увы, это всё из-за СМИ). При этом шахматы как спорт привлекают не более 2-3% детей, а шахматы как полноценный и полноправный учебный предмет должны войти в жизнь 100% детей! 

В этом Благодарственном письме очень важно затронуть аспекты дальнейшего реального продвижения шахмат как учебной дисциплины.  Что для этого нужно? Детально проработать,  доработать и реализовать два пласта.

Первый пласт в своих статьях выразил Первый Президент Республики Саха Михаил Ефимович Николаев: "Необходимо дать шахматное образование учителям". Для этого нужно учить педагогов не шахматам вообще, а конкретной технологии работы с конкретным Федеральным курсом "Шахматы – школе" по конкретному УМК. Это, благодаря МАН РС (Я), сейчас в Республике и происходит!

Второй пласт: приобретение для всех детей полных учебно-методических комплектов трёхлетнего Федерального курса "Шахматы – школе". Ведь для полноценного обучения каждому ребёнку требуется учебник, рабочие тетради, тетрадь для проверочных работ и задачник. А педагогу, кроме этого, – пособие для учителя. Всё это есть в федеральном курсе "Шахматы – школе". 

И эта работа в Вашей Республике начата!

Я человек увлекающийся (разбуженный В.А.Сухомлинским), увлечённый шахматным всеобучем  и одновременно локомотив всеобуча – реализатор, человек слова и дела. Мне 63 года, и пока есть силы, буду прилагать их для того, чтобы закреплять приоритет России в различных аспектах шахматного образования и помогать тем регионам РФ, которые искренне заинтересованы в развитии шахматного образования, поэтому, разумеется, помогу во всех вопросах, которые касаются моей квалификации и компетенции.

В статье "Судьба шахматного всеобуча в России: Отзыв на статью М.Е.Николаева "Шахматное образование в России" (2009 г.) я писал: "Что такое спорт? Это сияние одной звезды. Что такое грамотно проведенный урок шахмат в школе с учетом целей, значимых для системы образования? Это сияние миллиона звезд. Почему? Потому что каждый ученик при правильной организации учебного процесса будет "победителем" – достигнет высшего, пятого этапа развития способности действовать "в уме". Потому что он соревнуется сам с собой (вчерашним) – вчера не мог решить задачу – сегодня смог, и здесь нет проигравших – выигрывают все, так как весь класс приобретает новые умения и способности".

Мне радостно, что у нас с руководством МАН РС (Я) единое понимание этих процессов.  И замечательно, что в МАН РС (Я) успешно функционирует Отдел дошкольного и начального образования, который уже сегодня, на мой взгляд, стал главным ресурсным центром и флагманом шахматного образования в Республике Саха (и, возможно, даже в Российской Федерации).

Ещё один аспект – Интернет. Я каждый день провожу в Интернете не менее 10 часов, потому что ключевой аспект нашей жизни – информация (которая решает всё). Поэтому мне приятно, что у МАН РС (Я)  качественный сайт.

Очень важно и значимо, что на нём регулярно появляется информация по шахматному образованию, и, что особенно ценно, уже размещена информация "Педагоги дошкольного и начального образования прошли курсы повышения И.Г. Сухина".

В 2006 году на сайте Всероссийского Интернет-Педсовета великий Шалва Александрович Амонашвили ответил на мой вопрос о своём отношении к шахматному образованию: "Еще в 1964 году я впервые ввел в учебный план урок шахмат. В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло, до восьмого класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию стоял у меня урок шахмат… Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания… Это очень познавательная сфера жизни. Если мы поощряем эту сферу деятельности в школьной жизни, я это очень приветствую. Я рекомендую моему коллеге, чтобы он упорно продвигал это прекрасное дело". Слова одобрения и поддержка моей деятельности одним из величайших Педагогов современности для меня необычайно важны! 

Побывав в Вашей Республике, я вновь убедился, что у Вас именно такое отношение к шахматам, всё так и планируется, всё так и делается, поэтому уверен в успешной реализации Ваших начинаний!

Высокая честь быть удостоенным звания лауреата Фонда Первого Президента Республики Саха (2012 г.) налагает на меня особую ответственность за судьбу шахматного образования в Республике Саха, поэтому я и дальше в меру сил буду оказывать теоретико-методологическую и практико-ориентированную помощь Вашей Республике!

 

С глубочайшим уважением, 

Игорь Георгиевич Сухин – к.п.н, с.н.с. Института стратегии развития образования Российской академии образования (Москва), профессор ГАСИС (Москва), Почётный работник общего образования РФ, член Союза писателей России, автор Федерального курса "Шахматы – школе", руководитель Интернет-проекта "Сайт шахматного всеобуча"



Поделиться в соц. сетях этой новостью