Исследования проводимые в рамках программы "Сириус.Лето: начни свой проект" стали первым опытом изучения языковых процессов в диалектной лексике коренных народов Севера

6.12.2020

Категории:   Новости  


Молодые ученые СВФУ имени М.К. Аммосова выступают экспертами республиканского и регионального этапов научно-практической конференции-конкурса молодых исследователей имени В.П.Ларионова «Инникигэ хардыы - Шаг в будущее», Республиканской научно-практической конференции «Билим», Научно-технологической программе «Большие вызовы» и т.д. Также выступают и назначаются научными тьюторами в Якутской международной исследовательской школе.


СВФУ является базовым Вузом Всероссийской программы поиска и реализации научно-технологических проектов для школьников «Сириус. Лето: начни свой проект». Какие преимущества видит вуз для участия в данной программе?

СВФУ имени М.К. Аммосова участвует в программе «Сириус. Лето: начни свой проект» с целью вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными проектными задачами для развития нашего региона.

Основными преимуществами участия СВФУ в данной программе являются, во-первых, привлечение школьников в научно-исследовательскую и проектную деятельность, помощь в определении будущей профессии и направления своей деятельности. Во-вторых, студенты, участвующие в течение этого учебного года в разработке проекта в роли наставников, получат колоссальный опыт работы в педагогической деятельности в сотрудничестве с ведущими организациями по разнообразным научным отраслям. И в-третьих, это результативное сотрудничество с региональными центрами, ВУЗами и индустриальными компаниями.

 

Из вашего университета в качестве наставников участвует 25 студентов. Можете рассказать о студентах, которые стали наставниками проектов?

По итогам аналитической работы 2019 года, в нашем университете более 70% студентов привлечены в различные формы научно-исследовательской работы студентов. В качестве наставников программы «Сириус. Лето: начни свой проект» привлечены студенты 3-5 курсов и магистранты, которые интересуются научно-педагогической деятельностью и желают в дальнейшем связать свою жизнь с наукой.

Наставники от нашего университета имеют достаточный опыт в научно-исследовательской работе: имеют научные публикации в журналах ВАК, WoS, Scopus, привлекаются в финансируемые НИР, победители и призеры научно-практических конференций, конкурсов за результативную научную деятельность. Среди них можно отметить следующих студентов:

Студент ИЯКН СВ РФ Данилов Игорь является призером многих международных, всероссийсих, республиканских научно-практических конференций, автор 23 научных публикаций, в том числе 2 индексируемых в БД ВАК. Студент имеет всего 4 базы данных, кроме того является исполнителем 2 научных грантов. Игорь является стипендиатом президента и правительства РФ и именных стипендий имени С.Д. Егиновой, М.К. Аммосова, М.Е. Николаева.

Студент ИЕН Горохова Нарыяна автор 12 научных публикаций, в том числе 2 индексируемых в БД ВАК и WoS. В 2019 году стала обладателем корпоративной стипендии компании BP (British Petroleum).

Куприянов Кристиан, студент ЮФ, участник и призер международных, всероссийских, республиканских, университетских научных конференций, автор 24 научных публикаций. Кроме того, Кристиан является обладателем республиканских стипендий имени М.К. Аммосова, Н.Е. Николаева, лауреатом стипендии федерального уровня имени А.А. Собчака, стипендиатом ректора СВФУ, главы ГО «город Якутск», главы РС (Я), Правительства и Президента РФ.

 

В апреле Министерство науки и высшего образования РФ обратилось к вузам с инициативой оказать содействие занятости студентов в университетах. СВФУ в рамках программы Сириус. Лето будет трудоустраивать своих студентов. Как будет проводиться данная работа? Какие еще возможные варианты поощрения данных студентов Вы планируете?

Согласно требованиям программы, все наставники должны быть трудоустроены в университете, в связи с этим, со всеми студентами-наставниками, которые  курируют научные проекты школьников, с 1 сентября были заключены договоры.

Несмотря на онлайн режим, наставники каждый месяц сдают отчеты о проделанной работе, также постоянно держат связь со своей командой.

Студенты в качестве поощрения будут выдвинуты на именные стипендии университета и республики, кроме того, будет оказана финансовая помощь для участия в научно-практических конференциях и конкурсах в других городах и регионах.

 

Как планирует ВУЗ работать со школьниками в рамках программы, кроме работы в проектных группах? Могут ли быть проведены профориентационные встречи, знакомство с научными лабораториями, мастер-классы и т.д.?

В СВФУ на протяжении многих лет данный вид работы проводится на высоком уровне.  С каждым годом усиленно ведется менторская работа.

В Институте естественных наук с 2015 г. проходит полевая школа «Ленские Столбы». Молодые ученые и студенты ездят на экспедиции со школьниками и проводят лекции о климате, этнографии, истории, экологии, палеонтологии и проводят мастер-классы на темы «Картографирование на основе спутниковых снимков в программе QGIS», «Гидробиологические исследования озер криолитозоны», «Полевые метеорологические наблюдения», «Реконструкция наскальных рисунков». Курируемые школьники Института естественных наук в этом году в республиканском этапе школьной конференции «Инникигэ хардыы - Шаг в будущее» заняли призовые места и были рекомендованы к участию во Всероссийском конкурсе им. В.И. Вернадского и Всероссийской научно-исследовательской конференции «Открой в себе ученого».

Также школьники после отбора республиканского этапа «Инникигэ хардыы - Шаг в будущее» работают над своими исследованиями с молодыми учеными и ежегодно занимают призовые места в Российских соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР». К примеру, в этом году ученик МОБУ СОШ № 26 г. Якутска Васильев Максим занял 2 место в секции «Математика» с темой «Изучение влияния внешних факторов на поведение модели катера (на примере составления задач на движение по воде)», а ученик 7 класса МБОУ «Нижне-Бестяхской СОШ № 2 с УИП» Мегино-Кангаласского района Колмаков Михаил занял 3 место в секции «Экология окружающей среды» с темой «Исследование радиационной обстановки в помещениях и на улицах п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района РС (Я)».

В рамках этого направления в 2019 году впервые была проведена I Летняя научная школа «Юные исследователи Верхоянья». В этой программе приняли участие 40 детей и 6 экспертов СВФУ из числа молодых ученых.

Помимо этого, в этом году в рамках VIII Всероссийского фестиваля науки-2020 планируются научные мероприятия для учащихся «СВФУ – школам: о науке просто».

В рамках программы «Сириус. Лето: начни свой проект» в систематизированном плане будут проводиться профориентационные работы, мастер-классы, лекции от наставников и молодых ученых, а также знакомство с научными лабораториями СВФУ.

 

СВФУ выступает не только в качестве базового вуза, но и в качестве заказчика проектных задач. Какие из этих проектов могут быть востребованы для нашего региона? Как Вы думаете, в дальнейшем эти проекты, могут ли быть реализованы для решения проблем региона?

На базе университета, в рамках программы реализуется 7 проектов. При формировании проектных задач нами был учтен изданный Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», в связи с этим многие наши проекты направлены на решение актуальных задач Северных территорий и Арктики.

К примеру, проект к.т.н., доцента ИТИ Анастасии Дмитриевны Егоровой «Исследование и разработка эффективных строительных материалов для эксплуатации в суровых климатических условиях» направлен на исследование замены строительных материалов на другие материалы без потери экологических показателей и эксплуатационных характеристик, а также при этом решая экономические проблемы является актуальной задачей для всех северных регионов нашей страны.

По мнению Анастасии Дмитриевны, строительные материалы в жизни человека играют огромную роль: мы живем, работаем, учимся, отдыхаем, делаем покупки и т.д. в зданиях и сооружениях, т.е. большую часть жизни мы проводим в помещении. Поэтому наше здоровье зависит от того, какой микроклимат в этих помещениях. Микроклимат - это в первую очередь влажность воздуха (нормальный показатель 60 %), если он ниже нормы (отопительный сезон), то страдают слизистые дыхательных путей, отсюда различные болезни этих органов.

Как считают исследователи, микроклимат помещений зависит от таких свойств строительных ограждающих конструкций, как паропроницаемость и гигроскопичность. Эти свойства зависят от характера пористости материала. Создавая материалы с заданными свойствами можно обеспечить условия для нормальной жизни человека даже в условиях Севера.

В настоящее время экологическая ситуация требует повышенного внимания, и от наших действий и принятия правильных решений зависит в каком мире мы и наши дети будем жить в будущем. Проект старшего преподавателя ИЕН Дианы Николаевны Поповой «Экология через искусство» будет способствовать достижению культуры рационального использования вещей, найти технологии и возможности дальнейшего применения, старых вещей и переходу к минимизации отходов. Основной целью проекта является привитие экологической культуры через комбинацию осознанного потребления и искусства. Взращивание чувства экологической ответственности для будущего поколения и Родины. На данный момент наставники из числа студентов СВФУ имени М.К. Аммосова и учащиеся начали свою работу над проектом. И в течении этого учебного года будут реализовывать свои проекты в этом направлении и планируют участвовать в конференциях и различных мероприятиях.

Также весьма актуальны вопросы, поднимающиеся в рамках проекта к.ф.н., доцента ИЯКН СВ РФ Малышевой Нинель Васильевны «Языковые процессы в условиях промышленного освоения территорий». Данное исследование станет первым опытом изучения языковых процессов в диалектной лексике языков коренных народов Севера в условиях промышленного освоения территорий.

Со слов Малышевой Н.В., в условиях интенсивного развития северных территорий, стремительной глобализации и урбанизации наблюдается утрата традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера и сокращение земель традиционного пользования, которые влекут за собой разрушение языковой среды. Происходит постоянное размывание диалектов языков народов РФ, которые сами по себе не находятся под угрозой, но потеря диалектов грозит существенной утерей информации о функционировании этих языков и естественных источников для обогащения и развития литературных языков. Так, под угрозой реального уничтожения находится и диалектная лексика языков, требующая своевременной фиксации, введения в научный оборот и реальное языковое потребление.

В ходе реализации проекта предполагается выявление новых диалектных единиц, ранее не зафиксированных в лексикографических источниках, за счет которых будет реальное расширение эмпирической базы диалектной лексики языка, которая станет привлекательным и интересным объектом исследования не только языкознания, но и этнографии, антропологии, культурологии и др. смежных наук социально-гуманитарного характера. Кроме собственно научной значимости данный проект имеет общественно-социальную важность, которая определяется сохранением локальных говоров в условиях глобализации и промышленного освоения территорий, введением диалектных единиц в повседневное потребление. Еще одним из главных задач проекта является выявление закономерных языковых процессов, происходящих в диалектной лексике языков коренных народов Севера, результаты которого будут применены при разработке конкретных предложений и рекомендаций по сохранению диалектного фонда языков. Помимо этого, будет составлена классификация диалектной лексики языков по лексико-семантическим полям с учетом различных семантических вариаций основ. Одним из новых подходов станет применение синхронно-диахронного аспекта для выявления признаковой системы проявления языковых процессов в диалектном фонде языков. Впервые в современном языкознании будет описано современное состояние диалектной лексики языков народов Севера, распространенных на территориях промышленного освоения регионов.

На вопросы отвечали Федоров Святослав Игоревич, начальник отдела развития молодёжной политики Департамента науки и инноваций СВФУ им. Аммосова, и Захарова Анна Николаевна, ведущий специалист отдела развития молодёжной политики Департамента науки и инноваций СВФУ им. Аммосова. 

 



Поделиться в соц. сетях этой новостью