Дневник Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" в Республике Саха (Якутия) - 2019

18.01.2019

Категории:   Новости     Научно-исследовательская работа школьников     Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей  


На региональный этап конкурса “Большие вызовы” приехали попытать свои силы учащиеся со всех уголков республики, и многие из них являются участниками XXIII республиканской научной конференции-конкурса молодых исследователей им. В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair».


    В декабре 2017 года Малая академия наук Республики Саха (Якутия) стала Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей по модели Образовательного центра «Сириус» Образовательного Фонда “Талант и успех”. В рамках работы Регионального центра академия второй год проводит Всероссийский конкурс научно-технологических проектов “Большие вызовы” в Республике Саха (Якутия). Как и в прошлом году, участники конкурса по итогам федеральной обработки данных, загруженных в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, поедут учиться и защищать свои проекты в ОЦ «Сириус» в городе Сочи.

   «С прошлого года лаборатория Института проблем нефти и газа Сибирского отделения Российской Академии наук выступает как партнер конкурса “Большие вызовы» в Республике Саха (Якутия), - рассказывает Валерия Валериевна Павлова, аспирант лаборатории материаловедения и младший научный сотрудник СО РАН.

    В этом году учащиеся представили кейс на тему “Ледовые переправы и автозимники с использованием новых материалов”. Ледовые переправы в Республике Саха (Якутия) открываются в начале ноября и в апреле следующего года закрываются, простаивают примерно шесть месяцев. В данном кейсе задача ребят - найти способ укрепления структуры льда. 

    1

    «Сейчас партнером нашего института выступает Государственное казенное учреждение управления автомобильных дорог. Специалисты учреждения применяют из года в год метод “дождевания”, что означает следующее: когда тонкий лед выступает с началом холодов, его поливают сверху водой. У нас в республике этим методом пользуются с 1982 года. Мы в нашем институте предлагаем новые материалы и методы», - подытожила Валерия Павлова.

1

   1

   1

   Александра Афанасьевна Борисова больше десяти лет работает в Институте проблем нефти и газа СО РАН: «Участники сейчас готовят презентационный материал, так как уже завершили экспериментальную часть. Они выбрали несколько способов укрепления льда в переправах, все методы естественно апробируются в “уменьшенном масштабе”, и результатами исследований мы очень довольны».

     19 января у участников будет возможность представить перед экспертной комиссией итоги своего кропотливого труда, рассказать, какой объем работы они сделали. Сейчас все силы ребят брошены на это.

 1

    «С нашим партнером мы создали кейс по актуальной сейчас тематике “Ледовые переправы и автозимники с использованием новых материалов”. Актуальность темы не нуждается в повторных объяснениях. Были проанализированы существующие методы и представлены новые, такие как “камышевание”, то есть укрепление льда камышом. Кроме этого, применили геосетку - относительно новый метод, уже использованный на реке Вилюй.  Несмотря на несущую способность и быстрое замерзание, полимер смывается в воде, что является неэкологичным решением. В виду этого было решено отказаться от применения этого метода  в будущем. Ребята предложили использовать лист алюминия в качестве проводника “с мостиками холода и стоячей воды”. Это такой метод, при котором замерзание воды происходит в три раза быстрее, а толщина льда, в свою очередь, становится в три раза больше по сравнению с обычной водой в лабораторных условиях. Алюминий во время ледохода затопляется, а во время ледостава поднимается лебедкой, расчеты проводились на полукилометровую длину. Все эксперименты проводятся на улице при якутских морозах -40С, -44С», - отметила основные моменты Александра Афанасьевна.  

 1

    Абдулла Баршуев, ученик 9-го класса Покровской СОШ №2, уже второй год участвует в компетенции “Новые материалы”. На отборочном этапе Абдулла решал кейс “Разработка материала для замены деревянных опор воздушных линий электропередач”. Сейчас он помогает разрабатывать новый метод замерзания льда в реках с целью открытия автозимников раньше обычных сроков, но при этом еще и увеличить грузоподъемность. Именно он предложил использовать алюминий в качестве нового материала, и вместе с командой идея была доработана и улучшена.

     Абдулла говорит, что среди металлов алюминий является одним из самых дешевых, и у материала минусы практически отсутствуют. Он морозостойкий, ускоряет замерзание льда, а что самое главное - не поддается коррозии в воде, то есть - не ржавеет.

 1

    Айыына Филиппова, ученица 10-го класса Амгинского лицея, в муниципальном этапе участвовала в компетенции “Современная энергетика”. Айыына уже заняла 3-е место в Республиканском этапе конференции “Шаг в Будущее” и получила рекомендацию с дальнейшим выступлением в г. Москве. В своей работе она изучает морфометрию озер, помогает с обновлением географической карты Амгинского улуса.

    “В нашу команду вошли участники из самых разных уголков нашей республики, такие как Хангаласский, Нюрбинский, Амгинский, Мегино-Кангаласский улусы, а также поселок Хатассы. До этого мы с ребятами два дня провели в Малой академии наук в с. Октемцы, где все познакомились и сдружились,” - рассказывает Айыына, успешно выступившая прошлым летом в Международных интеллектуальных играх 2018.  

     “Сейчас мы поделились на две группы, чтобы параллельно завершить презентационную часть работы и решить финансовую часть. Но дорабатывать проект и выступать перед экспертной комиссией конечно будем все вместе!”, - глаза десятиклассницы полны энтузиазма и желания победить.

 

Альберт Никаноров, Пресс-центр МАН РС (Я),

ред. Варвара Филиппова, НМО МАН РС (Я)



Поделиться в соц. сетях этой новостью